Данный материал рассказывает о том, как в специализированном проектном решении CleverENGINE реализована визуализация CMDB.

Материал является частью описания новых функциональных возможностей решения CleverENGINE по сравнению с продуктом HP OpenView Service Desk 4.5.

 

Наибольшая ценность CMDB состоит в возможности получения актуальной информации об ИТ-инфраструктуре: информации о наличии тех или иных конфигурационных единиц (далее - CI), и о том, как они связаны между собой и какое влияние оказывают друг на друга.

В HP OpenView Service Desk 4.5 в CMDB был предусмотрен учет  взаимосвязей CI двух типов:

  • связи типа Parent-Child
  • связи типа Related, с помощью которых можно было определять различные типы связей посредством расширяемого справочника

Однако в HP OpenView Service Desk 4.5 отсутствовали штатные средства визуализации CMDB. Чем это плохо? Давайте представим произвольную схематичную цепочку взаимосвязанных CI, пример приведен на рисунке ниже.

Схематичная цепочка взаимосвязанных CI

Схематичная цепочка взаимосвязанных CI

Можно ли понять каким образом связаны все элементы в данной цепочке и увидеть картину в целом без средств визуализации, просто перемещаясь по связям от одной CI к другой с помощью разработанных форм объектов? Работа с такой CMDB (пусть в ней хранится достаточная информация и проставлены необходимые связи и зависимости) крайне неудобна, так как получить быстро необходимую информацию о том, каким образом CI связаны между собой, от функционирования каких CI зависит работоспособность CI1, проанализировать информацию о том, как повлияет на работу CI1 выход из строя CI7 невозможно.

В решении OMNITRACKER CleverENGINE для обеспечения эффективной и удобной работы с CMDB в штатной конфигурации предусмотрены средства визуализации.

Основными возможностями визуализации CMDB являются:

  • наглядное отображение связных между собой CI и услуг на диаграмме связей с отображением типов связей и взаимного влияния
  • редактирование диаграммы связей: добавление в диаграмму новых элементов (CI и/или услуг) с указанием типа связи и оказываемого влияния
  • возможность настраивать/определять виды диаграмм самостоятельно в разделе конфигурирования системы либо изменять уже настроенные виды в редакторе диаграмм. При настройке диаграмм определяются следующие параметры:
    • отображать ли на диаграмме связанные услуги
    • количество отображаемых уровней вложенности связанных элементов
    • перечень типов связей между элементами
  • возможность перехода из каждого отображаемого элемента диаграммы (связи, CI, услуги) к  форме соответствующих объектов для получения более полной информации
  • автоматическое перестроение диаграммы от разных элементов
  • отображение операционного статуса CI, на основании данных, полученных различными способами (от специалистов, либо от систем мониторинга)

Вызов графического редактора осуществляется через форму CI, либо объекта «Услуга», если в системе ведется информация о взаимных связях CI и услуг. Пример диаграммы приведен на рисунке ниже.

Пример диаграммы связей CI

Пример диаграммы связей CI
(нажмите на изображении для увеличения)

Влияние CI на диаграмме отображается цветом связей. Цветовая легенда присутствует на форме окна редактора. Например, из диаграммы связей на рисунке выше видно:

  • остановка Server 3 приведет к остановке функционирования 1С-Бухгалтерии. Данная связь обозначена красным цветом
  • остановка Server 1 не приведет к нарушению работоспособности БД MS SQL, так как выполнено резервирование. На диаграмме связи CI c резервированием обозначаются зеленым цветом

В решении OMNITRACKER CleverENGINE реализована возможность учета информации о текущем операционном статусе CI (источником данных могут являться как системы мониторинга, так и специалисты ИТ). На диаграмме связей элемент в статусе «Простой» отмечается специальным значком, пример приведен на рисунке ниже.

Отображение операционного статуса «Простой» CI на диаграмме связей

Отображение операционного статуса «Простой» CI на диаграмме связей

В чем на практике, помимо удобной и наглядной картинки (что уже само по себе немаловажно) и возможности ее редактирования, может помочь визуализация CMDB?

Рассмотрим несколько случаев использования визуализации на практике, исходя из представленной на рисунке выше диаграммы связей.

Допустим, поступила информация о том, что не работает приложение 1С-Бухгалтерия. В системе данная информация зарегистрирована как инцидент. Функционирование 1С-Бухгалтерии обеспечивается большим количеством связанных между собой элементов ИТ-инфраструктуры, которые могут поддерживаться различными группами специалистов. В ходе диагностики необходимо определить возможную причину инцидента, а также группу, на которую должно быть назначено его разрешение.

С помощью средств визуализации в процессе диагностики специалисту достаточно открыть CI или услугу 1С-Бухгалтерия, с которыми связан инцидент, и с помощью диаграммы связей он:

  • получает исчерпывающую картину взаимных связей элементов ИТ-инфраструктуры
  • сможет увидеть какой элемент (CI) вышел из строя (если в системе об этом имеется информация) и на основании информации о влиянии сделать вывод: может ли он являться причиной инцидента
  • может решить инцидент самостоятельно, если устранение сбоя в CI лежит в его области ответственности, либо передать его в соответствующую группу поддержки

Теперь представим обратную ситуацию. От систем мониторинга поступила информация, о том, что недоступен сервер Server 1 и зарегистрирован инцидент. На диаграмме связей специалист, принявший в обработку инцидент, может просмотреть на какие CI и услуги повлияет недоступность сервера и при необходимости выполнить действия:

  • по оповещению заинтересованных лиц (например, групп поддержки приложений, принять решение о необходимости оповещения пользователей)
  • быстро переключить критичные приложения (являющиеся частью критичных услуг) на другие мощности

Пример диаграммы, отображаемой от CI Server 1, приведен на рисунке ниже.

Изменением корневого элемента на диаграмме связей

Изменение корневого элемента на диаграмме связей
(нажмите на изображении для увеличения)

Из диаграммы связей на рисунке выше видно, что выход из строя Server 1 повлияет только на функционирование приложения HRB, но не повлияет на приложение 1С-Бухгалтерия, так как выполнено резервирование.

Таким образом, реализованные средства визуализации и грамотно наполненная актуальная CMDB позволяют не просто наглядно отображать состояние ИТ-инфраструктуры, зависимости и влияние ее элементов между собой, но и приносят вполне ощутимую практическую пользу:

  • сокращают время на диагностику и назначение инцидентов, что в конечном итоге повлияет на скорейшее восстановление функционирования приложения/услуги
  • облегчают задачи планирования регламентных работ либо работ по устранению неисправностей и сбоев
  • позволяют анализировать возможные последствия выхода из строя как отдельных элементов ИТ-инфраструктуры, так и связанных между собой, анализировать возможные нагрузки на CI и выявлять узкие места, и на основании анализа принимать решения о необходимости проведения изменений в ИТ-инфраструктуре
  • позволяют принимать решения о необходимости оповещения заинтересованных лиц при выходе из строя тех или иных элементов ИТ-инфраструктуры
  • позволяют быстро переключать критичные приложения на другие мощности при возникновении сбоя в CI и т.д.