Данный материал рассказывает о том, как в специализированном проектном решении CleverENGINE реализован и используется каталог продуктов в CMDB.

Материал является частью описания новых функциональных возможностей решения CleverENGINE по сравнению с продуктом HP OpenView Service Desk 4.5.

 

Большинство организаций стремится унифицировать используемое оборудование и программное обеспечение (далее – ПО). Для этого определяются типовые конфигурации (рабочих станций, сетевого и серверного оборудования), а так же вводится набор используемого стандартного ПО. Это позволяет существенно упростить поддержку и снизить затраты, в отличие от использования и поддержки уникальных конфигураций.

В HP OpenView Service Desk 4.5 ведение и учёт типовых конфигураций осуществлялся непосредственно в CMDB, как отдельная категория/подкатегория конфигурационных единиц (далее – CI).

С точки зрения использования типовых конфигураций данный способ с одной стороны позволял их учитывать, с другой – не позволял использовать, например, для копирования атрибутов в новый объект CI (конкретный экземпляр типового оборудования). Для заполнения новых CI атрибутами типовой конфигурации, могли использоваться предзаполненные шаблоны CI, промежуточные файлы либо базы данных, информация из которых импортировалась в систему. Однако дублирование информации в нескольких местах увеличивало вероятность расхождения данных. Кроме того, шаблоны могли использоваться только при первоначальном создании CI.

В решении OMNITRACKER CleverENGINE для реализации функций учёта и ведения типового оборудования и стандартного ПО в рамках модуля управления конфигурациями предусмотрен отдельный раздел – Каталог продуктов. Каталог продуктов содержит два типа объектов: Продукт – для учёта типового оборудования и Программный продукт – для учёта ПО. Каждый из этих типов подразделяется на категории, объекты разных категорий могут иметь свой собственный набор атрибутов. Набор категорий не фиксирован, при необходимости, категории могут создаваться, изменяться или удаляться. Примеры внешнего вида форм объектов приведены на рисунках ниже.

omnitracker_screenshot62 omnitracker_screenshot63

Рисунок 1. Внешний вид формы Продукта и Программного продукта
(нажмите на изображении для увеличения)

С точки зрения использования в решении OMNITRACKER CleverENGINE, каталог продуктов обеспечивает выполнение следующих задач:

  • учёт типового оборудования. Позволяет оперативно получать информацию заинтересованными лицам о том, какие типы оборудования и ПО используются и поддерживаются в организации (например, менеджерам по закупкам, разработчикам и тестировщикам и т.д.)
  • заполнение атрибутов CI данными из каталога продуктов. Для этого в CI в поле [Part number] необходимо по коду продукта из списка выбрать типовую конфигурацию оборудования. Пример приведен на рисунке ниже

omnitracker_screenshot64

Рисунок 2. Пример информации о CI, скопированной из типового продукта категории «Серверы»
(нажмите на изображении для увеличения)

Пример информации о CI, скопированной из типового продукта категории «Серверы»

  • учёт лицензий для программных продуктов
  • использование объектов каталога продуктов в качестве значений атрибутов CI. Например, у CI категории «Серверное оборудование» есть атрибут [Операционная система], значение которого является ссылкой на продукт типа «Серверная операционная система»

На практике использование каталога продуктов позволяет не только упростить задачу по регистрации новых CI, тем самым экономя время на ввод однотипной информации, но и вести полноценный учёт типовых конфигураций. К тому же за счет ведения CI и Продуктов в единой базе CMDB и наличия связи между ними по коду продукта, можно получать информацию для отчётности, например, сколько оборудования определенного типа (конфигурации) имеется в организации.