Роман Журавлёв первым из российских экспертов лично побеседовал с исполнительным директором AXELOS Питером Хепвортом. Компания AXELOS с 1 января 2014 года управляет британским «Портфелем лучших практик» (Best Management Practice portfolio), в который входит, например библиотека ITIL®. Роман обсудил с Питером и глобальные, и наши, российские, вопросы обучения, сертификации, продвижения и консалтинга ITIL, PRINCE2® и других подходов к управлению ИТ.

Peter Hepworth Питер Хепворт (Peter Hepworth) возглавил AXELOS – новое совместное предприятие Секретариата кабинета министров Великобритании и компании Capita – в 2013 году. Питер является всемирно известным топ-менеджером, с опытом управления крупными компаниями в Соединенном королевстве, США и во Франции. В его послужном списке корпорации L'Oreal, Sara Lee Corporation и Activision Blizzard, а кроме ИТ в его карьере значатся управление продажами, логистикой, финансами и маркетинг. Питер получил базовое экономическое образование, а затем и MBA в университете Кренфилда, а также AMP в бизнес-школе INSEAD.

Роман: Начнем с личного вопроса. Вы пришли в мир ITSM из индустрии видеоигр. Бессмысленно спрашивать, где интереснее работать. Есть ли принципиальные различия в том, как управляется тот и другой бизнес?

Питер: Да, работа в AXELOS – захватывающее занятие. С игровой индустрией есть много общего, например схожий уровень активности сообщества. В целом, в стремлении к постоянному совершенствованию и следовании лучшим практикам, я вижу больше сходств, чем очевидных различий между этими отраслями.

Роман: В компьютерных играх, как и в любом конечном потребительском товаре, пользовательская удовлетворенность превыше всего. А тут? Кто такой, по-вашему, конечный пользователь ITIL? Что ему нужно? Собираетесь ли вы ориентировать ваш товар и услуги именно на него?

Конечные пользователи ITIL – это по сути конечные бизнес-пользователи. Традиционное разделение ИТ и бизнеса мне не кажется полезным.

Питер: Конечные пользователи ITIL – это, по сути, конечные бизнес-пользователи. Традиционное разделение ИТ и бизнеса мне не кажется полезным, да и многие компании стараются от этого разобщения уходить.

AXELOS планирует быть ближе к пользователям, прислушиваться к ним и тем самым повышать качество и актуальность портфеля лучших практик.

Роман: Давайте поговорим подробнее об экосистеме AXELOS и конечных пользователей. Каковы ваши планы по продвижению ITIL в страны третьего мира? Говорят, например, что сейчас в Китае ITSM активно набирает обороты, возможно, они были бы рады получить некие общепризнанные рекомендации. Каковы приоритеты AXELOS по отношению к регионам?

Питер: AXELOS – это предприятие с развитой международной сетью экзаменационных институтов, производителей программного обеспечения, авторизованных поставщиков обучения и консультантов, охватывающих более 150 стран мира.

Мы очень заинтересованы в том, чтобы поддерживать все рынки и переводить большее количество наших продуктов на другие языки (Экзамен ITIL Foundation уже доступен на 21 языке).

aale peter and roman
Роман Журавлев, Аале Роос, Питер Хепворт
на конференции itSMF в Таллине(фото: Patrik Tamm)

Роман: Российское ITSM-сообщество знает немного об AXELOS в целом, не говоря уже о «луковой модели» («onion model»), которую вы представили на нескольких семинарах в 2013 году в качестве модели «Вселенной ITIL под руководством AXELOS». Не могли бы вы пояснить свое видение внешних слоев ITIL, работающих на национальном уровне? Собираетесь ли вы отдавать их на откуп itSMF, или AXELOS будет активно организовывать эти слои сам?

Питер: Да, AXELOS – это новая организация, и некоторые наши идеи (включая «луковую модель») получат дальнейшее развитие при участии сообщества. Мы были рады объявить о Меморандуме взаимопонимания с международным itSMF, и теперь мы будем прорабатывать механизмы взаимодействия и конкретные обязанности сторон. Вовлечение местных специалистов-практиков является важной частью нашей системы взглядов.

Роман: Если говорить о роли Форума ITSM, мы видели, как российское отделение itSMF добровольно взяло на себя задачу сделать ITIL более доступным для российского читателя. Они перевели на русский язык официальный глоссарий и три экзамена (ITIL Foundation, OSA и RCV). Какова ваша позиция по вопросу дальнейшей локализации основных, вспомогательных и производных сборников лучших практик BMP?

Питер: Мне нравится, что вы используете термин «локализация», а не просто «перевод». Мы намерены продолжить переводы содержимого нашего портфеля, при этом адаптируя его к культурным особенностям. Мы заинтересованы в работе с местными отделениями, например, для того, чтобы широко распространять информацию о ярких практических исследованиях.

Мы намерены продолжить переводы содержимого нашего портфеля, при этом адаптируя его к культурным особенностям.

Роман: Рынок обучения и сертификации ITIL в России и странах СНГ не так активен, как хотелось бы. Отчасти проблема – в высокой конечной цене применительно к нашей экономике. Как вы думаете, что должно быть сделано для стимулирования спроса, и какую помощь AXELOS может предложить тренинговым организациям (ATO) в части продвижении обучения?

Питер: Одной из многочисленных новых возможностей AXELOS является то, что теперь мы будем инвестировать в маркетинг и продвижение портфеля лучших практик совместно с нашими авторизованными партнерами. Мы считаем, что это улучшит понимание ценности от применения лучших практик.

Роман: В 2013 году нельзя было не заметить «игровой» тенденции. Компания Cleverics является платиновым партнером одного из глобальных поставщиков симуляционных игр, и мы действительно испытываем растущий спрос на этот вид «обучения на практике. Именно поэтому мы были рады увидеть «игровой» тренд, упомянутый в Плане развития ITIL на 2014 год. Каковы ваши планы по взаимодействию с остальными поставщиками симуляционных игр, кроме ваших партнеров из G2G3?

Мы ведем плодотворные дискуссии с различными поставщиками игр, и также c удовольствием отмечаем, что применение теории в жизненной ситуации делает учебу более эффективной.

Питер: Мы ведем плодотворные дискуссии с различными поставщиками игр, и также c удовольствием отмечаем, что применение теории в жизненной ситуации делает учебу более эффективной.

Команда AXELOS на днях поучаствовала в одной хорошо известной деловой игре и скоро сыграет еще в одну, не менее известную, от другого поставщика.

Роман: У нас в России есть довольно много консалтинговых компаний, которые предоставляют услуги по совершенствованию процессов управления ИТ. Большая часть из них заявляют, что придерживаются рекомендаций библиотеки ITIL. Я знаю, что AXELOS планирует ввести некие стандарты качества на рынке консалтинговых услуг. Как будут выглядеть эти стандарты?

Питер: Мы пока только анализируем ситуацию, поэтому, вы понимаете, я не в состоянии дать конкретный ответ. Если не возражаете, задам встречный вопрос: какие изменения, по вашему мнению, должны быть в первую очередь? (ответить можно в Твиттере @AXELOS_GBP).

Роман: Портфель лучших практик управления BMP содержит несколько сводов знаний, не менее значимых, чем ITIL, хотя и менее известных. У нас в России больше всего знают о методе управления проектами PRINCE2. Расскажите, пожалуйста, о будущем, которое его ждет. Методология управления проектами сильно проигрывает популярному у нас PMBOK, так как PMBOK прилетел на крыльях вендоров бизнес-приложений, при этом PRINCE2 явно недостает солидности объема. Какие усилия AXELOS посвятит развитию семейства публикаций PRINCE2?

Питер: PRINCE2, как и остальные 6 продуктов коллекции PPM, являются ключевыми в нашем портфеле, и мы будем активно в них инвестировать.

Забавно, что большинство аналитиков считает PRINCE2 лишь дополнением к PMBOK, хотя недавняя статистика показала, что PRINCE2 продолжает лидировать в мире, судя по количеству выданных сертификатов.

Помимо «дорожной карты» ITIL, мы недавно опубликовали план развития PPM, и я приглашаю всех с ним познакомиться, а потом рассказать нам о впечатлениях.

Забавно, что большинство аналитиков считает PRINCE2 лишь дополнением к PMBOK, хотя недавняя статистика показала, что PRINCE2 продолжает лидировать в мире, судя по количеству выданных сертификатов.

Роман: На самом деле, у всех компонентов портфеля лучших практик BMP есть прямые конкуренты или хотя бы разумные альтернативы. Как с ними быть? К примеру, до AXELOS руководство M_o_P никогда не сравнивалось со «Стандартом управления портфелем» от PMI. И в итоге, увы, у нас никто толком не знает о M_o_P.

Питер: Одним из ключевых элементов нашего плана развития является принцип взаимного дополнения подходов.

Недавно мы опубликовали несколько исследований c примерами из практики, показывающих как ITIL и PRINCE2 дополняют другие подходы, приводя к улучшению итоговых результатов применения для наших конечных потребителей - предприятий.

Роман: Допустим, у меня есть масса моих личных лучших практик управления ИТ, и я хотел бы поделиться ими с миром. Как мне стать одним из авторов BMP? Какими заслугами я должен обладать, чтобы рассматриваться в качестве претендента хотя бы для дополнительных модулей? Есть ли конкурс? Рейтинговый отбор? Личное знакомство с вами?

Питер: Как вы можете себе представить, у нас есть процесс и работы с предложениями от авторов, и с «призывами к авторам», когда появляется важная для нас идея. Мы придерживаемся открытой политики.

В то же время, мы рассматриваем способы использовать наш сайт в качестве портала, чтобы способствовать еще более активному обмену идеями в будущем.

Все хорошие идеи приветствуются!