Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

ITIL vs Agile

В очередной раз видя рассуждения на тему «ITIL/ITSM vs Agile/DevOps/Lean» или «Agile vs PRINCE2/PMBOK», подумал, что, возможно, что-то важное от меня ускользает. В моей картине мира противопоставления нет. Что я делаю не так?

Мне нравится высказывание Роба Ингланда (IT Skeptic) о том, что ITSM – это не изобретение, а открытие. ITSM описывает реальность. Также, как это делает физика.

Т.е. это не просто набор каких-то рекомендаций. Самое ценное в ITIL и других подобных сводах знаний – это то, что авторам удалось вычленить закономерности происходящего (в данном случае в сфере оказания ИТ-услуг), уловить природу явления и сформулировать некоторые принципы (знание которых, согласно Гельвецию, освобождает от необходимости знания множества фактов – можно предсказывать некоторые результаты, факты, а также сформулировать  рекомендации, если понимаем принципы и внутренние механизмы происходящего).

Соответственно, на мой взгляд, самое ценное в ITIL – не примеры реализации процессов или примеры KPI, метрик и т.п., а принципы (принципы построения процессов, подходы построению системы метрик и т.п.). Все примеры нужны лишь для того, чтобы продемонстрировать принципы. Брать примеры и слепо пытаться применить их в конкретном проекте – это и есть «следование рекомендациям ITIL», которое в корне противоречит постоянно повторяемой авторами ITIL рекомендации adopt&adapt.

По-моему, в основных идеях ITIL нет ничего противоречащего Agile. Тоже самое я бы сказал и про PRINCE2 и PMBOK.
В организации работы в конкретной компании, следующей ITIL/PMBOK/PRINCE/etc, могут быть противоречия гибким методикам. В самих сводах знаний таких противоречий нет.

В качестве дополнительного аргумента – «ссылка на авторитеты» wink.

В статье «ITIL vs DevOps. 25 влиятельных экспертов делятся своим видением (является ли ITIL достаточно Agile-вым?)» автор (Gareth Daine) задаёт двадцати пяти экспертам (среди которых не один раз цитируемые на нашем портале Aale Roos, Kaimar Karu, Karen Ferris, Rob England (The IT Skeptic),     Charles T. Betz один вопрос: «Считаете ли вы ITIL® и DevOps совместимыми?»

Подавляющим большинством принят ответ: «Да».

Особенно хорош короткий ответ James Turnbull, технического директора (CTO) Kickstarter: «Если вы думаете, что DevOps и ITIL не совместимы, вы не понимаете ни то, ни другое».

Так откуда же это противопоставление?

itil-vs-devops

«DevOps: современный подход к организации работы ИТ»
Учебный курс про менеджмент, а не про технические практики

Комментариев: 6

  • Илья Рунов

    Если взять аналогию автора, в которой ITIL\ITSM есть описание реальности (или метод описания и изменения реальности), то о DevOps так сказать несколько сложнее.

    С другой стороны ITIL\ITSM предполагает, что конечные исполнители могут иметь достаточно узкую специализацию\компетенцию при участии в отдельно взятом процессе. Продукты и услуги как выходы этого процесса могут быть довольно разные. DevOps предполагает, что исполнители обладают несколько более широким видением "большой картинки", поскольку чаще оперируют на стыке разных процессов. И DevOps, мне кажется, предполагает, что исполнитель может концентрироваться на компетенции в отдельно взятом продукте на протяжении его жизненного цикла.

     

  • На уровне принципов и концепций, мне кажется, действительно никаких противоречий нет. Поэтому когда говорят о противоречиях, мне кажется, в первую очередь имеют в виду конфликты на уровне ответственности. В ITIL есть Service Owner, а, скажем, Scrum предполагает роль Product Owner'а. Их обязанности сильно пересекаются, в частности оба ответственны за взаимодействие с заказчиком. Кого считать представителем поставщика? За кем последнее слово? Как построить взаимодействие? 

    То же самое касается, касается, например, контроля изменений: если для тех, кто про ITSM, разработчики — это черный ящик, то действительно не важно, кто и как подносит снаряды. А если есть желание выстроить общий процесс, то вопросы ответственности за контроль бэклога, авторизацию изменений и так далее становятся менее тривиальными. На уровне общих представлений полагаю, что сложности скрываются где-то здесь.

    • Очень поддерживаю.

      Есть такой анекдот, в тему. В колхозе целых два часа проходило общее собрание. На повестке было только два вопроса: строительство коммунизма и в какой цвет красить коровник. С коммунизмом управились за 5 минут (все "за"), а вот цвет коровника вызвал горячее обсуждение.

      Это я к чему — на уровне концепций противоречий у людей доброй воли, как правило, не возникает (ведь и DevOps, и ITIL — про эффективное управление ИТ, как они могут принципиально противоречить друг другу?!). Но, как говорят, дьявол в мелочах. За них и убить могут 🙂

      • Так чтобы убили, и двух различных методологий не нужно. 😉

        Если рассматривать предложенную Павлом тему владения, то можно найти двух адептов ITIL, которые подерутся, выясняя, где должен находиться Service Owner — в Департаменте развития (Design) или в Департаменте эксплуатации (Operations).

        Означает ли это, что ITIL не совместим (сам с собой)? Нет (на самом деле, да), это означает, что какие-то вопросы не прописаны до деталей, и ответы на них будут различными в зависимости от контекста.

        При совместном использовании разных методологий характер «противоречий» имеет, на мой взгляд, такую же природу.

        А источником холиваров в большей степени являются именно заблуждения относительно той или иной методологии. Например, «ITIL – это только про процессы».

        А так, да, согласен. В качестве одного из базовых принципов, описывающих природу, тезис «дьявол – в деталях» подойдёт.

  • Маским

    На мой взгляд суть ITIL проста — делайте то, что можно измерить и не делайте того, что нельзя.

    Все))

  • Подольский Денис

    Добрый день !

    Источник холиваров — тотальная и неизбежная противоречивость человеческой натуры. К примеру , есть точка зрения , которая говорит о том, что для людей единственной  естественной формой  взаимодействия является по факту конфликт и споры и всё в итоге сводится к ним. А вот с точки зрения результативности перед ITIL-ом , аджайлами и прочим  надо хорошенько изучать социальную психологию 🙂   Нравится анекдот про колхозников, весьма в тему. "Мышиная возня" на том уровне, который  доступен/прост/понимаем, а более высокие материи — лишь упоминание для проформы. К анекдоту про колхозников могу добавить феню, почему множество людей болеют за спортивные команды. Всё достаточно прозаично , когда победит любимая команда то болельщики  кричат "Мы победили", это означает, что успех команды болельщиком неосознанно идентифицируется с собственным успехом. Т.е. по факту болельщик неосознанно повысил себе самоценку. Источник сравнения между айтилами, дев_опсами и прочими фреймворками имеет подобное происхождение. Люди сравнивая те или иные фрейворки бессознательно стремятся повысить свою самооценку , а сами фрейворки лишь удобный предлог для этого.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • Метрики потока создания ценности
      Свой первый отчёт с данными о работе процесса в ИТ я сделал где-то в самом конце 90-х годов. Я тогда работал в поддержке, мне было важно понять как быстро мы выполняем заявки,
    • Я понял только то, что ничего не понял
      На тему услуг написано довольно много самых разных статей, т.к. оказание услуг – самый распространенный вид человеческой деятельности. Банковские услуги, гостиничные услуги, юридические услуги, логистические услуги; парикмахер, курьер, айтишник – все это деятельность в сфере услуг. Моя работа тоже относится к этой же сфере, поэтому не могу не поделиться своими наблюдениями, или, как говорится, поговорить о наболевшем.
    • DevOps-путешествие American Airlines
      Несколько лет назад компания American Airlines начала путешествие, которое первоначально было направлено на преобразование DevOps в ИТ, но в дальнейшем набирало обороты и переросло в преобразование доставки продуктов, охватывающее весь бизнес.
    • Чтение признаков: Паттерны диаграммы рассеяния (Lead Time Scatterplot)
      Научившись определять общие закономерности в диаграмме рассеяния времени цикла, вы сможете заметить проблемные области до того, как они разрастутся. Сегодня мы покажем вам, как распознать наиболее распространенные модели диаграммы рассеяния и объясним, что они означают для вашего проекта.
    • Проблемные зоны цифровой трансформации
      Управление на основе гибких методологий подразумевает наличие гибкой команды, занимающейся развитием цифрового продукта. Однако, такие команды не возникают сами собой, их
    • Чтение знаков: Паттерны Канбан CFD
      Чтобы улучшить рабочие процессы, сначала нужно понять, как определить проблемные области. Метод Канбан использует визуальные методы для оценки ваших процессов. Диаграмма совокупных потоков Канбан является особенно мощным инструментом. На них фиксируется количество задач в каждом состоянии процесса через регулярные промежутки времени, как правило, ежедневно или еженедельно.
    • Краткое руководство по DevOps для не ИТ-руководителя бизнеса
      Тщательно продумайте, как выглядит успех. В цифровом мире это скорость, гибкость, контроль и оперативность, а не составление планов и следование им. Именно эти новые ИТ-практики принесут вам эти преимущества. Они уже принесли их многим другим предприятиям, которые встали на этот путь и, в некоторых случаях, разрушили отрасли.
    • 8 тенденций развития IT Service Desk в 2022 году
      Корпоративная служба поддержки ИТ в настоящее время находится в «идеальном шторме» для изменений или, точнее, в «идеальном шторме» для необходимости изменений. Случилось так
    • 6 худших вещей, которые продакт-менеджеры говорят инженерам
      Каждый хороший продакт-менеджер — полиглот. Он говорит на нескольких языках. Конечно, вы можете не говорить бегло на французском, итальянском или мандаринском. Но вы
    • На какой курс пойти, чтобы узнать про практику Х?
      Этот вопрос вы, наши слушатели, задаёте довольно часто. К тому же появились новые курсы категории VAP. Так что было бы удобно иметь под рукой справочник. Ну что же, вот оно:
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT