Лет шесть-семь назад я разговаривал со своим другом, работавшим тогда в известной иностранной консалтинговой компании (в той её части, что в России). Я спросил:
— Сколько у вас всего трудится человек?
— Порядка двух сотен, — был ответ.
— А сколько из них консультантов, практиков, инженеров — тех, кто непосредственно работает с клиентами?
— Да все, наверное.
— Так не бывает, — сказал я. — Бухгалтерия, IT, и прочий overhead, сколько таких?
— Двое.
Детали этого разговора, как и вспомнившиеся мне числа, я, наверное, переврал, но соотношение professional staff / total headcount было в моём понимании зашкаливающим и точно больше 90%.
Я обсудил этот вопрос с генеральным директором компании, в которой тогда работал: явно виделись возможности для оптимизации. К сожалению, понимания не нашлось – мне постарались объяснить, что в конторе из 35 (примерно) человек просто необходимо иметь шесть бухгалтеров, двух-трёх айтишников, специального человека для сайта, почти десяток секретарей, кадровика, юриста и водителя для шефа. Соотношение, упомянутое в предыдущем абзаце, было сильно меньше 50%.
Говоря простым языком, один консультант, приносящий компании деньги, должен был окупать себя, ещё одного парня, и начальников сверху. Сложный бизнес.
Прошло несколько лет, и понятие "начальник" для меня изменилось до неузнаваемости. Обсуждая с друзьями как всё будет устроено в нашей компании, мы решили, что людей нужно брать с умом (не в смысле – людей с умом, а в смысле – брать с умом, ведь людей без ума вовсе брать не стоит). Нужно чётко понимать – кого, зачем и как. Что он, новый сотрудник, будет делать, и почему без него теперь нельзя.
К аутсорсингу мы пришли не сразу.
Первый наш главный бухгалтер был в штате компании. Второй, на смену первому – тоже. Мы прекрасно осознали что это такое – иметь в штате человека, работу которого ты слабо понимаешь, и от действий/бездействий которого сильно зависишь. Когда появилась возможность попробовать аутсорсинг бухгалтерии, мы решили рискнуть. Никто не знал что получится, очень примерно можно было представить сколько это будет нам стоить. Но по дороге "человек в штате" мы уже ходили, пора было испытать новый путь.
В апреле будет три года, как мы работаем с внешней бухгалтерской компанией. Плотно, постоянно, ежедневно. Они решают огромное количество вопросов, обеспечивая наши тылы. Наши отношения оформлены контрактом, документы передаются под роспись, взаимодействие на 99% дистанционное. Я не могу представить себя более счастливым. Каждый месяц, подписывая счёт за оплату их услуг, я понимаю, что сумма немаленькая, но я также понимаю за что она и из чего сложилась.
А ещё у нас нет юристов. Ни одного. И до сих пор мы как-то умудрялись находить ответы на свои вопросы, тем более что они (вопросы) настолько широки, что для их решения нужно было иметь нескольких специалистов с разной специализацией.
У нас нет айтишников. Не скрою, в этой области мы почти всё делаем своими силами. Даже пару регламентов написали и приказами по компании выпустили.
У нас нет секретарей. Администратор – обязательно, это необходимая часть производственного процесса. Но секретарей на входе? Ресепшн? Чай-кофе? Личный помощник или PA? Извините.
У нас нет водителей. Компании, помогающие нам с корреспонденцией, печатными материалами, продуктами для кофе-брейков и проч., как правило, имеют службу доставки. Сотрудники в случае производственной необходимости могут пользоваться корпоративным такси. "Высокие начальники" сами умеют водить, а комплексами относительно статуса вроде бы пока не страдают.
У нас нет специалиста по кадрам. Вопросы с поиском и наймом не прекращаются, и замечательный профессионал очень помогает нам в этом вопросе, но приглашать его в штат было бы странно.
У нас нет дизайнеров. Книжки, брошюры, листовки, баннеры и прочее мы раньше делали сами, а теперь нам помогают несколько человек, понимающих в этом больше, чем мы.
У нас нет маркетологов. Маркетинг – есть, а маркетологов – нет. Парадокс.
Каким-то загадочным образом, возможно случайно, наше соотношение professional staff / total headcount уже несколько лет равно 100%. Думаю, это непорядок. Так не бывает. Может, мне уже пора нанять личного водителя, а в компанию устроить административного директора?
Мораль сей истории какова?