Я не знаю примеров создания крупных компаний в несколько тысяч сотрудников с нуля – когда собрались инвесторы, сказали друг другу: “Отличная идея, сделаем на ней бизнес!” – и сразу план по найму в сотни и тысячи позиций. В мире всякое бывает, и такое возможно, просто мне не встречалось.
Все компании, которые мне известны, создавались, развивались и росли постепенно. Какие-то быстрее, какие-то медленнее. Как это обычно происходит с точки зрения ИТ-сотрудников? Упрощённо картина выглядит так: у некого бизнеса возникает потребность в информационных технологиях, как правило – на очень ранней стадии. Появляются специальные ребята, айтишники. Среди них есть несколько программистов, несколько администраторов, и один из них становится к тому же руководителем этого отдела (в своём резюме он потом напишет: “возглавил вновь созданное структурное подразделение“). Заметим, что все эти айтишники занимаются непосредственными обязанностями по нанесению пользы. Не пишут бумажки, не рисуют планы, не согласовывают стратегии, а делают дело. Включая начальника.
Компания растёт. Ребята не справляются, не успевают, поэтому нанимают новых, дополнительных. Есть поверие, что эффективно управлять более чем семью сотрудниками невозможно, поэтому ресурсы (простите за цинизм) объединяются в небольшие группы, у каждой из которых возникает выделенный или не очень руководитель, подчиняющийся вышестоящему, который подчиняется ещё выше, и так далее. Уровней управления в среднего размера компании может быть до пяти-семи: департамент, служба, управление, отдел, группа, я даже встречал термин “бюро”. Выкручиваемся как можем.
Чем выше по уровню иерархии, тем меньше руководитель вовлечён непосредственно в создание ценности (если вы понимаете, о чём я), тем менее компетентным он должен быть. Однако размер оплаты труда меняется в противоположную сторону: чем выше, тем дороже для компании обходится начальник. Возможно, это связано с увеличением зоны ответственности, но не везде.
Теперь же мы говорим про DevOps. Давайте искать новые способы получения пользы от информационных технологий! Вроде, можно быть устроенными иначе, и давать результат не хуже. Что это такое – быть устроенными иначе? Среди всех аспектов применения DevOps одна из самых больших перестроек происходит именно в группировке и организации ресурсов, создаются самоорганизующиеся продуктовые команды. Им начальник (в теории) не нужен, тим-лид ни к чему, координатор не требуется и супервайзор не является необходимым.
И вот тут возникают неудобные вопросы. Например, правда ли можно работать без начальников? Те, кто служил в армии, понимают, что такого не бывает. Но служили-то не все, поэтому есть сомневающиеся – а вдруг, и правда можно? Как узнать, как понять? Какой должна быть команда, чтобы работать самостоятельно? Что уметь? Как думать? Нужен ли переходный период – первые полгода, так уж и быть, с начальником, а уж дальше сами?
Второй неудобный вопрос – предположим, мы хотим сохранить руководителей в командах, пусть на время. Откуда их взять? Понятно же, что просто назначить бывших руководителей отделов на роли тим-лидов – тупиковая ветка, от них теперь требуются другие знания, другие умения, готовность экспериментировать, осознание временности своей роли, создание новой культуры выполнения работ и так далее. Назначить тех же бывших начальников – такое же зло и глупость, как переквалифицировать бывших руководителей проектов в скрам-мастеров (чем все вокруг занимаются, похоже).
Следующий неудобный вопрос – куда девать армию бывших начальников? Они все появились в компании не просто так. Каждый когда-то был нужен и важен. Многие очень хорошо знают предметную область, особенности организации, да и даже особенности отдельных личностей – как исполнителей, так и смежников, сотрудников бизнес-подразделений. Терять такое знание (недокументированное нигде) никак не хочется, но и создавать искусственные должности для тех, кто теперь не особо нужен, также странно. Ведь за это придётся кому-то заплатить, и, вспоминая уровень зарплат и бонусов, заплатить немало.
И последний неприятный вопрос. Как теперь первому лицу в ИТ (CIO, либо ИТ-директору – в зависимости от компании понимание первого лица разнится) обеспечить управляемость конструкции? Более того, как эта конструкция будет выглядеть? Нам всем понятна и привычна иерархия – все компании вокруг устроены именно так, наши и нанимаемые сотрудники мыслят в терминах подчинённости и орг.структуры. А вот что такое сеть, или холакратия, нам известно только из литературы, даже пример в дикой природе толком не найти.
Я не случайно назвал свою заметку “Неудобные вопросы” – ответов я давать не предполагал, так как по многим пунктам у меня пока есть только соображения, но не опыт. Сейчас мне важно и интересно, что вы думаете по данной теме. Актуальны ли эти вопросы? Есть ли на них ответы? Есть ли у вас опыт перестройки от иерархии в новую прекрасную реальность? Существует ли она больше, чем в чьём-то воображении?
Когда ответы то будут? 🙂 Хоть мысли, да ещё бы с примерами.
Вопросы у всех есть, это легко.