Никакого пересказа ITIL, COBIT, ISO 20000, PRINCE2, TOGAF и прочего.
Только сведения от консультантов и тренеров Cleverics.
Только сведения от консультантов и тренеров Cleverics.

6170+
вопросов и ответов

25
авторов

440+
источников

100%
оригинальный контент
При поддержке изменений знание целевых результатов позволяет команде оценивать успешность изменений не только по формальному выполнению задач (например, внедрению новой формы для отчетов), но и по тому, насколько это изменение способствует достижению бизнесовых целей заказчика. Например, если новая форма отчетов не упрощает работу аналитиков, то ее внедрение считается неудачным, даже если технические критерии выполнены. Понимание целей также помогает гибко принимать решения в процессе реализации изменений, поскольку участники команды могут адаптировать свои действия под реальный контекст, а не только следовать формальным инструкциям.
Бизнесу важно кратное увеличение скорости поставки, потому что он работает в конкурентной среде с высокой неопределенностью, и быстрое получение новых возможностей от собственного ИТ является вопросом выживания. Основная претензия бизнес-заказчиков к командам разработки - это именно скорость. При этом затраты на культурные, структурные и инженерные преобразования для внедрения гибких практик на большом ИТ-ландшафте стоят очень дорого, и без кратного ускорения таких затрат эти преобразования никогда не окупятся.
В гибких методологиях Scrum и SAFe роль руководителя проекта отсутствует, так как ее функции равномерно распределены между другими ролями. В Scrum ключевые обязанности перераспределяются между владельцем продукта, который отвечает за приоритизацию и ценность продукта, и скрам-мастером, который фокусируется на процессах и удалении препятствий для команды. Методология SAFe (Scaled Agile Framework) устанавливает собственную иерархию работ и ответственности через уровни Epic - Capability - Feature - Story, где каждому уровню соответствуют свои ответственные лица и методы работы. Таким образом, традиционный набор задач руководителя проекта в гибких подходах естественным образом делегируется разным ролям без необходимости выделять отдельного координатора проекта.
Увязка развития процессов с интересами потребителей гарантирует, что улучшения направлены на реальное повышение качества услуг, а не на формальное выполнение метрик. Например, сокращение времени решения инцидентов напрямую влияет на удовлетворенность пользователей, а не только на внутренние показатели эффективности. Это создает клиентоориентированный подход, где каждый процесс оценивается по его вкладу в конечный результат — удовлетворение потребностей бизнеса и клиентов.
Жесткие лимиты численности персонала создают риски увеличения операционных затрат из-за вынужденного использования дорогостоящего аутстаффинга вместо прямого найма. Также возникает проблема снижения качества управления проектами, так как внешние сотрудники могут не обладать достаточной вовлеченностью и знанием внутренних процессов компании. Кроме того, такие ограничения мешают адаптации подразделений к меняющимся бизнес-требованиям, что ведет к неэффективному распределению ресурсов и потере гибкости.
Управление нагрузкой должно быть направлено на повышение производительности, а не на увеличение интенсивности. Для этого необходимо оценить текущие процессы и выявить узкие места: возможно, некоторые задачи можно автоматизировать, делегировать или упростить. Важно распределить нагрузку равномерно, избегать перегрузок отдельных сотрудников. Также стоит регулярно собирать обратную связь от команды, чтобы понимать, где возникают проблемы. Оптимизация рабочих процессов, обучение сотрудников и внедрение эффективных инструментов помогают достичь большего результата без увеличения интенсивности труда.
Бизнес-бенефиты (раздел Business benefits в нижнем левом квадранте) должны отвечать на вопрос, как результаты проекта будут полезны бизнесу в целом. Нужно указать, на какие вопросы руководства компании позволит ответить внедрение проекта, какие проблемы бизнеса будут решены. Например, можно указать: «Численные KPI для оценки качества операционной деятельности ИТ-подразделения», «Сокращение времени простоя системы за счет улучшенного управления инцидентами», «Повышение удовлетворенности клиентов за счет быстрого реагирования на запросы». Важно показать конкретную пользу для бизнеса, а не только для ИТ-отдела.
Некоторые специалисты предпочитают второй способ, когда инцидент после обработки на первой линии полностью назначается на вторую линию, потому что этот подход имеет больше преимуществ в ряде случаев. Особенно это заметно при работе со сложными запросами, требующими взаимодействия нескольких групп, например, при организации новых рабочих мест. Преимущества включают лучший контроль над процессом эскалации, упрощение отслеживания ответственности и статуса инцидента, а также уменьшение риска потери информации при передаче между группами при условии, что система автоматизации обеспечивает должный контроль переназначения обращений между группами.
Процесс управления изменениями остается важным, потому что современная ИТ-инфраструктура представляет собой многосвязную систему взаимодействующих компонентов. Наибольший риск возникает при изменениях, которые влияют на совокупность приложений и сервисов комплексно. Даже при итеративном развитии приложений необходима коммуникация знаний об изменении, его влиянии и совместной подготовке к преобразованию, чтобы снизить риски возникновения инцидентов.
Принцип разделения полномочий (Segregation of Duties, SoD) в контексте ролевого управления доступом (RBAC) представляет собой механизм, который не позволяет назначать одному пользователю наборы прав, которые в совокупности могли бы привести к потенциальным конфликтам интересов или мошенническим действиям. Например, сотрудник, который может создавать поставщиков и одновременно утверждать платежи этим поставщикам, представляет собой риск. RBAC позволяет предопределить такие конфликтные сочетания ролей и заблокировать их одновременное назначение одному пользователю. Это значительно снижает риск предоставления избыточных полномочий и повышает безопасность информационных систем.