Наш давний друг и партнёр Paul Wilkinson из компании GamingWorks побывал на конференции BRM Connect и поделился своими наблюдениями на страницах ресурса ITWNET.
Основной фокус прошедшей за океаном конференции была направлен на проблему достижения стратегического партнёрства и конвергентности бизнеса и ИТ (Business & IT Convergence). Идея "конвергентных ИТ" или "конвергентной операционной модели" далеко не нова, первые упоминания концепции некоторые источники там же за океаном относят к концу 80-х годов 20-го века. От концепции "бизнес-ориентированных ИТ" (Business & IT Alignment) её отличает акцент на полной интеграции ИТ, фактически "растворении" ИТ в бизнесе. Основной смысл – в отсутствии противопоставления бизнеса и ИТ, их полной неотделимости, подразумевающей, в том числе, интеграцию ролей (видов деятельности) на уровне исполнителей бизнес-процессов. Согласно концепции, при таком "схождении" (конвергентности) отпадает проблема непонимания ИТ той роли, которую они играют в формировании ценности для бизнеса.
Однако, как с нарастающим беспокойством объявили участники конференции, проблемы "настройки" ИТ на бизнес за последние 10 лет не только не ушли, а имеют тенденцию к углублению. О конвергентности речи пока не идёт, поскольку мало кто может похвастаться реальными успехами в построении тех самых "бизнес-ориентированных ИТ". А потому на конференции было предложено вопрос "Может ли управление взаимоотношениями с бизнесом (Business Relationship Management, BRM) изменить ситуацию?" заменить на концепцию "BRM должен изменить ситуацию!". А в качестве описания сложившейся ситуации автор приводит топ-10 "худших практик", выявляемых во взаимодействии заокеанских ИТ со своим бизнесом ежегодно на протяжении последних 10 лет.
Упомянутые "худшие" практики следующие:
- ни одна из сторон не пытается понять другую;
- выраженная культура противопоставления бизнеса и ИТ;
- ИТ имеет лишь незначительное понимание бизнес-приоритетов и того, как их работа влияет на бизнес;
- бизнес все свои запросы считает высоко-приоритетными;
- ИТ считает, что может формировать бизнес-кейсы, не понимая того, как работает бизнес;
- наличие противопоставления: бизнес высказывает потребность (demand), а ИТ предоставляет;
- ИТ сфокусировано на внутренних процессах;
- бизнес практически не вовлечён в формулирование требований и тестирование;
- потребностям бизнес-пользователей уделяется недостаточно внимания;
- не осуществляется сопоставление полученной ценности стратегическим целям.
В контексте перечисленных проблемных областей управление взаимоотношениями с бизнесом (BRM) позиционируется, как ключевой компонент системы управления ИТ. При этом сотрудники, выполняющие данную роль, согласно автору должны иметь набор компетенций, сходных с требованиями, предъявляемыми к известному герою комиксов – Супермену. Наш супер-герой BRM 21-го века должен обладать следующими способностями:
- "уметь прыгать через высокие здания", чтобы помочь ИТ-организации трансформироваться в бизнес-партнёра;
- "останаливать уходящие поезда", предотвращая растрату ИТ-ресурсов на нецелесообразные, с точки зрения бизнес-ценности, задачи;
- "уметь видеть сквозь стены", то есть обладать бизнес-видением, пониманием бизнес-стратегии.
Только такие люди помогут нам достичь упомянутой конвергентности бизнеса и ИТ. И нужно целенаправленно выбирать и готовить сотрудников для выполнения роли Менеджера по взаимодействию с бизнесом (BRM).
Кстати, деловая игра компании GamingWorks под названием GRAB@PIZZA, о которой мы много писали на страницах портала REALITSM.RU, и которую мы регулярно проводим, в значительной степени направлена на демонстрацию роли BRM в развитии возможностей и ИТ, и бизнеса.
Давно удивляюсь, почему так носятся с DEVOPS и никто пока себе не "забьет" права "первопроходца" на какой-нибудь BUSITops.