Компания Puppet в пятый раз выпустила ежегодный отчет о состоянии развития DevOps («State of DevOps Report»). В этом году в соавторах указаны коллеги из недавно созданной компании «DevOps Research and Assessment LLC»: Jez Humble (соавтор книг «Continuous Delivery», 2010 и «Lean Enterprise», 2015) и Gene Kim (автор книг «The Visible Ops Handbook», 2005; «Проект Феникс», 2013 и «DevOps Handbook», вышедшей в прошлом месяце).
Отчет интересен тем, что в нём обработан значительный объём данных (опросник в этом году заполнили более 4600 специалистов, а всего за пять лет опрошено более 25000 человек). Респонденты представляют большой спектр компаний с численностью сотрудников от 1-4 (2% респондентов) до 10 тысяч и более (22%).
Представительство функциональных групп тоже богатое (25% разработка, 35% эксплуатация). В этом году группа тех, кто идентифицировал себя как DevOps, составила 22% (19% и 16% было в 2015 и 2014 годах соответственно).
Географическое распределение менее равномерно: 53% – Северная Америка, 27% – Европа и Россия.
Более-менее предсказуемо выглядит распределение по отраслям: 35% технологические компании, 12% финансы, 8% – ритейл, 6% – телеком.
Если говорить о масштабах управляемой инфраструктуры, то 71% процент опрошенных работают в компаниях, использующих 100 или более серверов (доля компаний с 10000 и более серверами – 13%).
Сравнивая компании, которые выделены в группу лидеров (по частоте развертываний в продуктивной среде), авторы отчета приводят следующие цифры (в скобках приведены цифры из прошлогоднего отчета).
Группа лидеров:
- в 200 (30) раз чаще осуществляют развертывание (deployment);
- время вывода продукта/изменения в продуктовую среду в 2555 (200) раз короче;
- в 24 (168) раза быстрее восстанавливают сервисные инциденты;
- в 3 (60) раза ниже доля сбоев, вызванных изменениями.
Помимо анализа статистических данных авторы отчета попытались на основе этих данных сделать оценку возврата на инвестиции (ROI) в DevOps. Используется распространённый для таких оценок вариант расчёта оптимизации трудозатрат. Все вычисления открыты, поэтому не трудно воспроизвести их для своего случая (как минимум, наверняка потребует корректировки оценка затрат на сотрудников – в отчёте взята сумма 105 000 долларов в качестве базовой зарплаты и коэффициент 1,5 на бонусные программы. Итого 157 500 долларов на человека. Т.е. в России месячная зарплата в этом случае после вычета налогов и страховых взносов, выплачиваемых работодателем, составила бы около полумиллиона рублей).
Мне кажется интересным, что авторы не только представляют механизм оценки экономии, но и акцентируют внимание на том, что фактически речь идёт не об экономии затрат, а том, что компания, получает (высвобождает) дополнительные ресурсы, которые, в зависимости от уровня квалификации и уровня зрелости компании, можно использовать для решения различных задач. Что, в свою очередь, может привести к созданию ценности, намного превышающей прямую экономию на расходах. Т.е. авторы предлагаю организациям посмотреть на эту экономию с другой стороны, задумавшись на вопросом: «Что мы могли бы сделать с дополнительными 10% времени?»
В зависимости от своей бизнес-модели, условий рынка, текущих возможностей каждая компания найдёт свой ответ. Это могут быть улучшения цикла разработки (вложения в R&D, дополнительный функционал или более быстрый вывод на рынок, повышение качества продукта или услуги и т.д.). Это может быть улучшение работы с заказчиками (более качественный анализ рынка, более точное и конкурентоспособное предложение, повышение отдачи от маркетинговых инициатив и т.п.).
Важно отметить то, что несмотря на специализацию Puppet, а основные продукты компании – это решения в области автоматизации ИТ, в отчете выделены самостоятельным разделом вопросы, связанные с организационной культурой компаний и людьми вообще.
Собрана статистика NPS (точнее, eNPS – employee Net Promoter Score, оценка готовности сотрудников рекомендовать своё текущее место работы друзьям и близким). И вот, что интересно. В компаниях, выделенных в категорию «лидеры» этот показатель существенно выше (в 2,2 раза вероятность рекомендации компании, в которой работает респондент; в 1,8 – текущей команды). Как так? Почему?
Объяснений такой корреляции, как мне кажется, может быть всего два:
- DevOps (в эффективном исполнении) – удел богатых – компаний, имеющих достаточные финансовые возможности для вложений в средства автоматизации, набор и правильную работу с персоналом, выстраивание оптимальных процессов, красивые просторные офисы с кофемашинами и фигурками единорогов повсюду (см. фото, которыми иллюстрирован отчёт)
- Нормальная реализация подходов DevOps невозможна без вложения в людей и создание эффективной рабочей среды (в том числе оптимальных рабочих процессов).
Авторы настаивают на втором варианте (что чрезвычайно симпатично):
«In order to create sustained high performance, organizations need to invest just as much in their people and processes as they do in their technology.»
«Для достижения устойчивой высокой эффективности [работы ИТ] организациям необходимо инвестировать в своих людей и процессы столько же, сколько они инвестируют в свои технологии.»
Где-то мы это уже видели (Роб Ингланд «Овладевая ITIL»).
Приятно, что по ключевым моментам ITSM и DevOps совпадают, несмотря на то, что иногда их пытаются противопоставлять.