Учет трудозатрат, понесенных сотрудниками на выполнение работ, является широко распространенной практикой многих компаний. Но в каждой из них этот учет выстроен по разному.
Первое, что должен сделать руководитель, вводящий эту практику в компании, это однозначно и четко ответить на вопрос: зачем нужен этот учет. Ответ на этот вопрос существенным образом влияет на то, как этот учет будет организован. Проиллюстрирую парой примеров.
Опыт работы с данными учета трудами в наших проектах показывает желание наших заказчиков использовать механизм учета трудозатрат исключительно по экономически-финансовым, а не по дисциплинарно-организационным мотивам.
С помощью ведения этого учета можно оценивать эффективность компании в части выполнения типовых работ. Если компания предоставляет свои услуги значительному числу клиентов, то её естественным устремлением является унификация внутренних процессов и процедур, способов организации работ. Такая унификация позволяет разрабатывать технологические карты на виды работ, предоставляемые заказчикам в рамках услуг. Эти технологические карты содержат нормативные трудозатраты на выполнение работ.
При таком учете становится важным связывать фактические затраты с некоторым классификатором элементарных/атомарных работ. Сравнение нормативного и фактического показателей может показывать узкие места в компании. Например, по определенному виду деятельности нормативная трудоемкость с регулярностью превышается, или одни и те же работы выполняются с существенно различающейся эффективностью для разных заказчиков или разными командами на разных площадках.
Другие компании решают задачу расчета себестоимости своих ИТ-услуг и их учет устроен иначе. Расчет себестоимости услуг опирается на ресурсно-сервисные модели, отражающих их архитектуру. В этом случае специалистам, выполняющим работы, достаточно просто связать свои затраты с конфигурационной единицей, на которую они были потрачены. Но это правило далеко не универсально, т.к. затраты труда сотрудников занимающихся производственным циклом развития приложений часто (из-за их значительной доли в общем бюджете) имеет смысл привязывать не к ИТ-системе, как к КЕ, а к отдельным запросам на изменение, т.к. у каждого такого запроса есть заказчик, в интересах которого эти работы выполняются. Поскольку задача расчета себестоимости шире, чем контроль нормативов работ поддержки, то и охват такого списания будет шире, в него попадает не только персонал поддержки, но и сотрудники занимающиеся развитием, проектные мероприятия по преобразованию услуг. Такое расширение потребует проведения строгих границ учета, развитых и актуальных классификаторов, системы консолидации затрат из разных источников (например из систем управления процессами поддержки и из системы управления проектами).
Сразу хочется вынести за скобки тот факт, что вводить учет трудозатрат, как прямой инструмент управления мотивацией персонала, зачастую неэффективно. Этому есть пара причин: работу специалиста нужно оценивать по его совокупным результатам; надзорно-карательный механизм достаточно легко обходится сотрудниками, когда они привыкает к его работе. Эту тему можно развивать и глубже, но не в этой заметке.
Тема достаточно дискуссионная, и погрузиться в неё можно достаточно глубоко, т.к. всегда находятся различные нюансы в виде подрядчиков, пакетного финансирования современных команд разработчиков, саботажа ведения учета с требуемой достоверностью, учет трудозатрат менеджмента нижнего и среднего звена.
Буду рад, если вы поделитесь своими задачами, которые вы решали с помощью ведения такого учета. Достигли ли вы искомой цели?
«Чем это у вас там сотрудники занимаются?» – извечный вопрос, который задают руководители компаний. ИМХО – это главное, зачем сейчас внедряют учет трудозатрат. Остальные задачи – производные, которые на самом деле и дают так называемые конкурентные преимущества. Ибо, если сотрудники показывают хороший результат, то какая руководителям разница, чем сотрудники занимаются в рабочее время?! Из этого вопроса и возникают мнения о надзорно-карательном механизме учета и как бы недоверии работодателя по отношению к работнику.
С 2012 года мне посчастливилось разрабатывать и внедрять систему нормирования труда (учета трудозатрат) в одном из крупных банков, который был поглощён другим финансовым учреждением и должен был влиться в другую структуру. Поэтому в качестве задач внедрения формулировалось: определение фактического функционала и нагрузки ИТ-подразделений, поиск лучших практик и лучших сотрудников (типа, слабые звенья – должны идти под сокращение при слиянии компаний). Помимо основных целей, попутными оказались результаты: повысилась производительность труда (см. * ниже); установлено, что за 1 год фактическое время выполнения операций сократилось вдвое (стало понятно, что нормативы нужно корректировать); выявлена непрофильная активность (сотрудники были вынуждены указывать непрофильные работы, чтобы показать свою нагрузку) – стало понятно, что нужно вводить новые позиции в штатном расписании не ИТ-подразделений или выделять средства для приобретения внешних услуг; самая большая польза от внедрения Системы нормирования труда принесла территориально-распределенным подразделениям, в которых руководитель управлял большим количеством сотрудников удаленно и редко когда общался с подчиненными в живую; линейные руководители стали уходить от конфликта интересов (защита подчиненных, сокрытие ресурсов); началась разработка ПО по учету трудозатрат бизнес подразделений (продажи банковских продуктов) …
(*) В физике есть такое понятие как «эффект наблюдателя»: если над системой ведется наблюдение, то оно вносит изменение в её поведение. В корпоративной среде, как только мы начинаем собирать отчеты о трудовой деятельности и считать KPI, мы вносим изменения в поведение команд и отдельных её сотрудников. Не говорю о возможных приписках (нужен выборочный контроль) – считаю, что проявляется «эффект наблюдаемого», когда исполнитель показывает более хорошие результаты, если знает, что за ним наблюдают.
Что касается учета трудозатрат творческих профессий. Дарья Донцова с успехом ещё недавно выдавала по несколько романов в год (по контракту); фигурное катание делится на исполнение отдельно взятых элементов, где каждое движение – подлежит учету и оценке.
Что касается недоверия, наблюдения Большого брата и т.п. Идет эра Big Data – и хотим мы этого или нет, создание генетического, поведенческого и рабочего профиля человека – не остановить, особенно если речь не идет о нарушении личного пространства. Нужно как-то научиться с этим жить и самому правильно формировать этот профиль.