На днях закинули в CleverTEST очередной пробный экзамен по ITIL, пока кидали, на глаза попался вопрос:
Что из перечисленного лучше всего описывает назначение управления событиями?
- Способность обнаруживать события, толковать их и определять подходящий способ реагирования
- Способность внедрять средства мониторинга
- Способность отслеживать и контролировать работу технического персонала
- Способность формировать отчетность об успешном предоставлении услуг на основе данных о времени бесперебойной работы устройств
Вспомнился недавний разговор с одним знакомым, который жаловался на несовершенство используемой им системы мониторинга, "которая заваливает их спамом, а толку никакого".
В моем понимании, идеальная схема работы с большими объемами информации заложена в процессе управления конфигурациями. А именно:
- понимаем кто потребитель информации
- понимаем его требования
- строим модель данных
- данные собираем
- периодически оцениваем полезность данных и пересматриваем модель данных.
По этому же пути можно идти и с мониторингом. Все что собирается и куда-то высылается должно быть в первую очередь востребовано. Все что потенциально может прилететь из системы мониторинга, должно иметь понятного адресата, способ реагирования, требования к накоплению и т.д.
Наиболее яркий пример определения таких требований был в проекте по внедрению процесса управления мощностями, где определялись ресурсы (например, сервер) от которых зависел ИТ-сервис, определялись характеристики таких ресурсов (например, объем жесткого диска) и пороговые значения, при которых пора поднимать тревогу.
Интересно то, что когда начинаешь думать сверху вниз, от модели здоровья ИТ-сервиса, к ресурсам, а не наоборот, появляются требования до которых не додуматься в обратном порядке. Иногда бывает полезно отслеживать не событие, а наоборот его отсутствие (не выполнилась синхронизация, не осуществилось резервное копирование). Например, вы же начинаете проверять, все ли в порядке с почтой, если за полдня вам не пришло ни одного письма? Почему бы это беспокойство не заложить в систему мониторинга.
Вывод напрашивается сам собой, помимо системы, если конечно хочется получить результат, нужно сразу думать об организации работ по формированию требований к мониторингу, их реализации, пересмотру, реагированию на события и т.д. Это может быть не обязательно процесс, может быть просто регламент, предусматривающий порядок выполнения этих работ. Однако без этого самая дорогая и навороченная система мониторинга будет скорее спам-машиной, чем полезным инструментом.
Достаточно маленькая, но крайне важная деятельность по постоянному управлению требованиями мониторинга ) Без нее процессы управления событиями очень скоро приходят в упадок.