Никакого пересказа ITIL, COBIT, ISO 20000, PRINCE2, TOGAF и прочего.
Только сведения от консультантов и тренеров Cleverics.
Только сведения от консультантов и тренеров Cleverics.

6170+
вопросов и ответов

25
авторов

440+
источников

100%
оригинальный контент
Принцип "Фокусируйтесь на ценности" (Focus on value) присутствует в обоих изданиях как ключевой. Однако в ITIL 4 расширено его содержание по сравнению с ITIL Practitioner Guidance 2016 года. В ITIL 4 четко указано, что понимание ценности включает в себя удовлетворение интересов как заказчиков (customer experience, CX), так и пользователей (user experience, UX). Это означает, что принцип "Проектируйте, ориентируясь на потребительский опыт использования" (Design for Experience), который существовал отдельно в ITIL Practitioner Guidance, фактически полностью интегрирован в более широкий принцип "Фокусируйтесь на ценности" в ITIL 4.
Можно ввести контрольные параметры качества выполнения работ, такие как время взятия в работу, сроки выполнения определенных задач и соответствие техническим требованиям. Также полезно определить критерии приемки результатов на каждом этапе передачи задач от одной группы к другой. Например, передача этапов в процессе управления изменениями должна подтверждаться документально, чтобы следующий этап мог начаться только после успешного завершения предыдущего.
Процесс управления конфигурациями и процесс управления изменениями тесно связаны, но выполняют разные функции. Управление изменениями фокусируется на контроле и реализации изменений в ИТ-среде, тогда как управление конфигурациями обеспечивает точную и актуальную информацию о текущем состоянии этой среды. Хотя некоторые аспекты управления конфигурациями можно интегрировать в процесс управления изменениями, выделение отдельного процесса управления конфигурациями позволяет более эффективно контролировать качество и достоверность данных о конфигурации, что критично для успешного выполнения процесса управления изменениями.
Трудозатраты на творческие работы, такие как диагностика инцидентов, сложно учитывать с помощью стандартных методов, так как последовательность и объем работы невозможно заранее спрогнозировать. Метод нормативов здесь неэффективен, так как не подходит для задач, требующих анализа и нестандартного подхода. Более реалистичным вариантом является ручной учет трудозатрат, когда сотрудник самостоятельно фиксирует время, затраченное на решение проблемы, однако это требует определенной дисциплины и понимания того, что данные будут приблизительными.
В предложения по быстрому внедрению методологий обычно включаются ключевые оперативные и тактические процессы: управление инцидентами, управление изменениями, управление конфигурациями, управление уровнем услуг (SLA), управление проблемами, управление знаниями, управление активами. Эти процессы рассматриваются как основные для функционирования ИТ-отдела и обеспечивают основу для повышения эффективности и качества услуг. Консультанты заявляют, что внедрение этих пяти-шести процессов значительно улучшит работу ИТ-отдела, сделав ее более структурированной и управляемой.
Для нормирования задач сопровождения CMDB можно использовать несколько методов. Первый метод - ведение полного или выборочного учета трудозатрат («списание часов»), что позволяет накапливать статистику и на ее основе устанавливать нормативы для аналогичных задач в будущем. Второй метод - консолидация внешней статистики с портала REALITSM.RU, где можно найти данные и наработки других организаций по оценке трудозатрат. Третий метод - детальная разбивка задач по группам конфигурационных единиц (ИТ-системы, бизнес-приложения, технологические элементы бизнес-приложений, инфраструктура) и ролям специалистов с учетом различной стоимости рабочего времени и требований к компетенциям. Четвертый метод - разработка внутренних стандартов и нормативов для каждой из задач сопровождения CMDB (первичная регистрация, обновление статусов, аудит, инвентаризация и т.д.) на основе оценки их сложности и требуемых ресурсов. Пятый метод - регулярный пересмотр и корректировка нормативов на основе анализа фактических трудозатрат и изменений в процессах работы с CMDB.
В тексте приводятся два примера использования соревновательности: первый - проведение одновременных деловых игр "The Challenge of Egypt - управление проектами" для сотрудников различных подразделений на корпоративной выездной сессии, когда команды активно сравнивали свои результаты (например, проверяли, как построены пирамиды у других команд). Второй пример - внедрение сравнения KPI между инженерами технической поддержки на предыдущем месте работы, что привело к увеличению выполненной работы и улучшению её качества.
Лидерские качества проявляются через способность вдохновлять команду, создавать общее видение проекта и поддерживать активность участников. Например, роль сопровождающего проекта в игре включает в себя активное взаимодействие с исполнителями, помощь в решении задач и эмоциональную поддержку. Такой участник заряжает азартом и увлечённостью, привлекая остальных к работе и не позволяя никому оставаться в стороне. Его задача – постоянно напоминать о цели и проверять текущее положение дел на соответствие этой цели, что усиливает мотивацию и направленность команды.
Лидерство напрямую влияет на мотивацию команды, создавая атмосферу увлечённости и азарта. Лидер напоминает участникам о главной цели, поддерживает их активность в случае снижения энергии и заряжает общей идеей. Его вовлечённость и эмоциональная энергия передаются команде, что помогает преодолевать трудности и сохранять концентрацию. Например, в деловой игре лидерская роль проявлялась в том, что участник активно двигался по площадке, помогал в расчётах, обеспечивал заполнение отчётов и не давал никому отвлекаться. Это напоминает, что лидерство – это не только создание видения, но и постоянное поддержание интереса к процессу.
Для государственных продуктов вопросы привлечения и удержания пользователей остаются важными, даже если продукт имеет монопольное положение, по нескольким причинам. Во-первых, неоцифрованные услуги вне продукта дороже предоставлять конечному пользователю и государству, поэтому важно переводить пользователей на цифровые каналы. Во-вторых, даже в условиях монополии пользователь может выбрать альтернативные способы получения услуги (через посредников, лично в офисе), что увеличивает общие затраты системы. В-третьих, высокий уровень удовлетворенности и лояльности пользователей снижает риски ошибок и злоупотреблений в системе. В-четвертых, удержание пользователей на цифровых каналах позволяет собирать ценные данные для дальнейшего улучшения услуг. Успех государственного продукта можно измерять через процент пользователей, перешедших с традиционных на цифровые каналы, уровень повторного использования, количество решенных проблем без обращения в поддержку и удовлетворенность пользователей скоростью и удобством услуг.