Никакого пересказа ITIL, COBIT, ISO 20000, PRINCE2, TOGAF и прочего.
Только сведения от консультантов и тренеров Cleverics.
Только сведения от консультантов и тренеров Cleverics.

6170+
вопросов и ответов

25
авторов

440+
источников

100%
оригинальный контент
Основное различие между менеджментом процессов и менеджментом сервисов заключается в фокусе работы и ответственности. Менеджмент процессов ориентирован на эффективную работу внутренних процессов (например, своевременную обработку инцидентов, управление изменениями), где успех измеряется соблюдением процедурных требований. Менеджмент сервисов же фокусируется на конечном результате для пользователя - качестве предоставляемого сервиса, измеряемом через показатели, важные потребителям ИТ-услуг (например, доступность, производительность). В первом случае метрики и система мотивации направлена на качество работы процессов, во втором случае - на удовлетворенность клиентов и соответствие сервиса их ожиданиям. Успешное управление сервисами включает не только оперативную работу с инцидентами, но и постоянный мониторинг требований пользователей, выявление причин проблем и разработку улучшений.
Критерии реального внедрения сервисного подхода включают: регулярные встречи с бизнес-заказчиками по обсуждению услуг, наличие утвержденных и актуализированных SLA, систематическое измерение удовлетворенности клиентов, процесс постоянного улучшения услуг на основе обратной связи, и использование терминологии услуг в коммуникации внутри ИТ-организации и с бизнесом. Также важно, чтобы решения по приоритезации задач и инвестициям принимались с учетом бизнес-ценности услуг.
Факторы успеха практик (PSF) в ITIL 4 — это комплексные функциональные компоненты практики, необходимые для обеспечения соответствия практики своему назначению. В отличие от CSF в ITILv3, которые относились к отдельным процессам, PSF охватывают все аспекты управления услугами (Организации и люди, Информация и технологии, Потоки ценности и процессы, Поставщики и партнёры). PSF не являются просто отдельными задачами или видами деятельности, а представляют собой более широкие компоненты, охватывающие различные элементы практики. Например, для практики управления инцидентами PSF включают раннее выявление инцидентов и быстрое и эффективное их решение.
Основные этапы внедрения системы управления лицензиями ПО включают: постепенное внедрение по принципу «есть по частям» – начинать с учета наиболее болезненных для организации видов лицензий, а не пытаться охватить все сразу; распределение ролей до старта проекта – назначение ответственного за управление лицензиями (главного пастуха) и определение функций для других участников процесса; налаживание регулярного мониторинга отчётности по управлению лицензиями. Критически важно внедрять в процессы только те виды лицензий, которые уже отслеживаются вручную или иным способом, так как без существующей потребности люди не будут поддерживать систему.
Роль формального менеджера и неформального лидера в проектной команде отличаются по источнику авторитета и способу влияния на команду. Формальный менеджер имеет официальный статус, назначенный руководством, и обладает правом давать указания, распределять задачи и оценивать результаты работы. Он обычно отвечает за соблюдение сроков, бюджета и качества проекта. Неформальный лидер, напротив, приобретает авторитет благодаря личным качествам, опыту или уважению со стороны коллег, и его влияние строится на доверии и уважении, а не на должностных полномочиях. Неформальный лидер может возникнуть на любой роли в команде, даже на позиции, не предполагающей руководства (например, как руководитель каменоломни в игре 'Египет'). В то время как формальный менеджер часто фокусируется на процессах и выполнении задач, неформальный лидер может сильнее влиять на мотивацию и командный дух.
Ключевые выводы из опыта внедрения процессов 'святой троицы' (управление конфигурациями, изменениями и релизами): необходимо начинать с каталога услуг как главной цели всех усилий; вести учет активов как основы для дальнейшего развития; не проектировать излишне сложные интегрированные процессы на старте, а двигаться от простого к сложному; создать долгосрочный план развития, учитывающий реальные возможности организации; синхронизировать этапы развития процессов так, чтобы они поддерживали друг друга в нужное время; контролировать изменения как программу проектов, отслеживая отклонения и внося коррективы. Важно помнить, что ITSM инициативы нельзя просто запустить - ими нужно жить и постоянно развивать.
Для реализации полноценного сервисного управления ИТ необходимо провести ряд организационных изменений: пересмотреть структуру ИТ-подразделения с переходом от функциональной к доменной модели; усилить роль бизнес-аналитиков, которые становятся менеджерами ИТ-услуг и обеспечивают развитие бизнес-процессов в своем домене; сформировать каталог ИТ-услуг на основе бизнес-процессов; внедрить мониторинг бизнес-процессов. Эти изменения позволяют создать сквозную ответственность за ИТ-услуги, охватывающую как разработку, так и эксплуатацию.
Для обоснования необходимости выделения дополнительных ресурсов необходимо: 1. Провести тщательный анализ и подкрепить проблему конкретными, измеримыми данными, показывающими текущее состояние процесса и негативную динамику 2. Четко определить конкретные факторы, негативно влияющие на производительность и их количественное воздействие 3. Сформулировать план мероприятий с учетом ресурсных потребностей для каждого конкретного действия 4. Показать негативные последствия для бизнеса и пользователей от текущей ситуации, подчеркивая, что проблема уже проявляется на клиентах 5. Указать на заинтересованность всех участников ИТ в нормализации ситуации 6. Предложить не просто решение проблемы, а конкретные сроки, этапы реализации и ожидаемые результаты Важно подойти к вопросу предметно, опираясь на данные и факты, а не на субъективные оценки, и обеспечить прозрачность как для исполнителей, так и для лиц, выделяющих ресурсы.
Важно начинать с каталога услуг при внедрении процессов ИТ-управления, потому что услуги являются целью всех усилий, а не сами процессы. Каталог услуг помогает определить владельцев, заказчиков, потребителей и бюджеты, что необходимо для формирования связей между процессами. Это создает основу для развития других процессов, таких как управление изменениями и конфигурациями, обеспечивая их реальную пользу и востребованность. Без четкого понимания услуг процессам не хватает ориентира, что приводит к формальному выполнению процедур без видимой ценности для бизнеса.
При отсутствии формальной системы расстановки приоритетов ИТ-задач возникают следующие риски: неконтролируемый рост непланируемых изменений и превышение возможностей ИТ-департамента; частые конфликты между бизнес-подразделениями из-за конкуренции за ресурсы; снижение доверия к ИТ-департаменту как к надежному партнеру; упущенные возможности для бизнеса из-за задержек в реализации критически важных изменений; неэффективное использование ИТ-ресурсов, когда усилия направляются на низкоприоритетные задачи в ущерб стратегическим инициативам; утрата прозрачности в принятии решений, что затрудняет анализ и улучшение процессов в будущем.