Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Про обмен опытом

У нас (имеется ввиду Cleverics :-)) периодически происходят собрания, посвященные обмену опытом. Темы могут быть абсолютно разные: конкретные проекты, предметные области, различные "фенечки" при реализации и т.д. Как правило, на них присутствуют и консультанты, и тренеры. И даже генеральный директор :-). На моей памяти, Олег не пропустил ни разу – хотя вроде бы спектр решаемых им задач не из той области.

Что хочу сказать – это все безумно интересно. Так как все люди с опытом, и за плечами у каждого не один проект и прочитанный курс – иногда возникает нешуточное "рубилово". В результате самые простые вещи наполняются тайным смыслом :-). Помню, что самое сильное впечатление получил, когда обсуждали процессный подход: вроде бы все жевано-пережевано и знакомо, ан нет – вылезает куча нюансов, на которые раньше как-то и внимания не обращал. Такие встречи здорово помогают нам всем "синхронизироваться". Коллективный разум – это сила 🙂

А как у вас?

Учебные курсы и сертификация на русском языке
специалистов по ИТ-менеджменту

Комментариев: 21

  • Дмитрий К.

    Приветствую.

    Процедура отторжения знаний и обмена знаниями через такой инструмент, как собрания – ну что же неплохо.

    А используете ли Вы какие-либо процедуры фиксации знаний, полученных по результатам собрания?

    Спасибо.

  • Прочитал “собрание” и сразу возник образ – http://megalife.com.ua/uploads/posts/2011-02/1298618932_1956_2_big.jpg

    Не, у нас не так.
    У нас ближе вот к этому: http://www.solutionstraining.co.uk/images/training_room.jpg

    • Георгий

      в смысле у вас многонациональная и многокультурная политкорректная компания? сплошь негры, латинос итп? 🙂

  • Что-то фиксируем, что-то нет. Например, один из последних обменов опытом был про экономическое обоснование ITSM-проектов, в итоге осталась описание модели. Михаил встречу пропустил, а примерно через неделю ему пришлось делать обоснование. Взял описание, разобрался, задал вопросы, собрал данные, сделал обоснование. Но, как я и говорил выше, фиксируем не всё, стенографисток не держим 🙂

    • Видеозапись? А потом сериал выпустить.

      • Видеозапись рабочего семинара коллектива с использованием слайдов и доски само не сделается. Надо чтобы кто-то снимал, потом обрабатывал и так далее. Так что мы по-старинке – сразу в мозг 🙂

  • А у нас никак)) Я один на всю Россию-матушку такой)

    Впрочем, интересно участвовать в дискуссиях в почте – существуют как локальные, так и глобальная тематические группы. И конечно, когда удаётся пересечься на тренингах/евентах, получаешь колоссальное удовольствие от общения с иностранными коллегами; Интересен их опыт и в отношении типичных для любой компании проблем, и нестандартные ситуации. Так например, коллега рассказывал про Министерство Образования одного из арабских нефтяных государств. Если кратко, то такие понятия как “Бюджет”, “обоснование затрат”, “эффективность IT” и пр. для них вообще были чужды, ибо ИТишники получали денег всегда столько, сколько просили, без вопросов:) Конечно, помощь MS тут заключалось не только в том, что бы помочь ИТ-руководителю тратить деньги (а это бывает проблемой, между прочим, тоже!). Задача же консультанта, в таком случае, скорее заключалась в том, что бы помочь спецам научиться получать удовольствие от своей работы за счёт повышения их компетенции, выстраивания операционных процессов (никакими кластерами хорошую отказоустойчивость не обеспечить, независимо от бюджета), использования адекватных и полезных инструментов; а руководителю – почувствовать себя эффективным менеджером, причём небезосновательно)

  • Кстати, такие обмены опытом были даже межкомпанийными (на моей памяти, пока я был в РФ). Мы наверное, одни из первых команд в РФ, которые устраивали обмен опытом между, фактически, прямыми конкурентами 😎

    • Мы – это в смысле команды Клеверикс и Омнивей )

      • Георгий

        Как же так? ведь весь ITSM форум затеивался как раз для такого обмена опытом между компаниями 🙂 а обменивались только две, да и то вне форума? 🙂

        • Ну, слушай, какой смысл выносить на весь форум то, что на глубом уровне понятно 5-10 людям во всей тусовке? (отдельные вопросы по управлению финансами ИТ) Это по сути был прообраз тех самых узких секций, которые я продвигал в itSMF, жалко руки не дошли сделать их.

          • Георгий

            Секунду. Обмен опытом может быть об очень разных вещах. Допустим тусовка по упр-ю финансами в ИТ на широкую публику была бы интересна немногим, хотя бы потому, что квалифицированный финансист сошел бы с ума от уровня подготовки ИТ-специалистов в фин сфере, а ИТ-шники большую часть времени спорили бы о терминах, о том, отличаются ли затраты от костов, косты от издержек, а издержки от себестоимости.
            А я вот 100% бы ходил на собрания форума если бы там были подобные секции (узкие) на интересные мне темы

            • Ну в этом был и вопрос. Во-первых, со стороны Клеверикса был финансист (с опытом проектов по ИТ-финансам), с нашей стороны были люди с опытом проектов. И поверь, о терминах мы спорили мало (где ты среди указанных команд видел людей, которым интересно часами переливать из пустого в порожнее? ;). Скорее просто менялись узкоспецифической информацией и опытом.

              Я помню, что тебе (и не только тебе) был бы интересен именно такой формат. Но в РФ руки не дошли, буду такие узкие секции оффлайн делать здесь, в Казахстане – в следующем году.

            • Гоша, проблема в том, что расширение круга участников (конкурентов) неизбежно сужает круг вопросов, которые они готовы обсуждать откровенно (включая возможный обмен ноу-хау). Доверие между командами, которое делает такой разговор возможным, всегда очень тонкая вещь. Могу сказать, что я очень дорожу таким доверием с омнивэевцами. Это двухсторонний обмен с крайне низким риском неэтичного использования полученной информацией со стороны каждой из сторон.
              На мой взгляд в формате форума (и тем более в его нынешнем виде, с его странными интригами и подковёрной реализацией интересов отдельных индивидов) такой разговор невозможен. Не знаю как в KZ, в RU – это абсолютная утопия. Если есть несогласные, давайте обсудим. Я буду рад оказаться неправ.

              • Георгий

                Дим, ты затронул несколько тем, поэтому, я отвечу пунктами :):
                1. Я тоже не верю в то, что это возможно на форуме. я вообще не верю и никогда с самого начала не верил в форум. Просто это провозглашалось как одна из задач форума, а присутствующие здесь люди – члены форума, активные участники форума, вот поэтому, я слегка вас подкалываю 🙂
                2. Не первый раз слышу про интриги и подковерные схватки на форуме. Не могу комментировать, я и моя команда, слава богу не входят в форум и не будут входить, пока я еще у руля 🙂
                3. Собственно, то о чем вы с Сашей говорите – это не обмен опытом, а партнерство компаний, которое делает возможным сотрудничество, обмен компетенциями и прочие радости жизни 🙂 понятное дело, что такое партнерство возможно, но далеко не всегда 🙂

                • “Собственно, то о чем вы с Сашей говорите — это не обмен опытом, а партнерство компаний…”

                  Обычно партнёрами становятся команды, которые имеют такое направление бизнеса, по которому они не пересекаются, а дополняют друг друга и таким образом могут объединиться и больше зарабатывать. Таким партнёрами для нас являются различные учебные центры, другие компании (например, OMNINET, NAUMEN).
                  С OmniWay история, как мне кажется несколько другая. В традиционном смысле этого слова мы не является партнёрами. Скорее это вопрос взаимного уважения и доверия, не имеющего ни формы партнёрства, ни соответствующих явных результатов в виде дополнительной прибыли.
                  Или я не понял, о чём ты? И почему это тогда не обмен опытом?

                  • Георгий

                    Ну я имел ввиду, что это не просто “обмен опытом”, а более тесный и глубокий уровень сотрудничества – больше похожий на партнерство. Конечно, оно может быть нефоициальным, неутвержденным в документах и меморандумах и не обязательно ведущим к прямому увеличению доходов 🙂
                    В конце концов, сотрудничают люди, обмениваются опытом люди, а не строчки в ЕГРЮЛ 🙂

  • Илья Савичев

    На вопрос инциатора дискуссии “А как у вас” могу сообщить следующее.

    1. Мы применяем долевое участие консультантов в распределение проектной прибыли.
    Принципиальная схема представлена на следующем рисунке

    Небольшое пояснение: проектный этап считается закрытым, если по нему подписан акт, а также оформлены и утверждены статьи в базе знаний. Премия выплачивается пропорционально потраченному времени после закрытия этапа.

    Данные процедуры документированы и автоматизированы.

    Т.о. управление знаниями у нас является неотъемлемой частью производственного процесса.

    Конечно, материальная составляющая – не первая в списке мотиваторов профессиональных консультантов, но размеры её, отнесённые на единицу потраченного времени, существенны.

    С точки зрения управления знаниями данный подход живуч, особенно при условии того, что мышка, с помощью которой нажимаются кнопки “Утвердить статью” и “Расчитать премию”, одна и та же.

    2. Тематические чаепития мы проводим пока крайне редко. Однако в обязательном порядке проводим подготовку к очередному проекту. Если проект типовой – достаёшь образцы документов, соотвествующую конфигурацию системы из базы знаний, изучаешь, консультируешься с их авторами и вперёд. В противном случае – всё, как всегда: мозговые штурмы, флипчарты, маркеры…

    3. Особенности
    – у нас сильная децентрализация, большАя часть коллектива располагается на Украине – в контексте п.2 активно используем видеоконференции
    – к практике, описанной в п.1, мы пришли далеко не сразу – несколько лет просто накапливали информацию и старались информировать коллег; текущий год проходит под знаком премирования за оформления статей в БЗ (без жёсткой привязки к основной составляющей проектной премии), постепенно попроектно переходим на схему п.1;
    – теоретически использование подхода из п.2 приводит к неравномерному распределению знаний, однако при наших текущих размерах (20 человек) я не наблюдаю существвенных информационных ассиметрий;
    – управление знаниями, как правило, не является прямо окупаемой деятельностью, поэтому процесс на практике исполняется не так бодро, как описано в теории; к тому же работаем мы сейчас несколько больше 8 часов в день; многое зависит от конкретных персоналий, но это уже совсем другая тема, которую в своё время поднимал Дмитрий (я не нашёл кнопки “Ответить”, поэтому не смог поучаствовать).

    • Любопытно. Есть симпатичные мысли (“…управление знаниями у нас является неотъемлемой частью производственного процесса”), есть весьма спорные (“премия выплачивается пропорционально потраченному времени…”).
      К формируемой таким образом базе знаний у меня есть два основных вопроса:
      1. Пытались оценивать её пользу? Например, сколько раз статьи базы знаний извлекались и помогали?
      2. Не получается ли такая БЗ слишком утилитарной? Поясню: уровень консультанта, его умение убеждать, зависят не только от знания конкретного вопроса, но (может быть в большей степени) от кругозора, от глубокого понимания базовых идей, от опыта обсуждений этих идей с коллегами (мы сами – лучшие спорщики). Это встречи, совместная работа. И, как правило, шире, чем документы и техника (последовательность действий).

    • А ещё подумал, что для нас этот сайт – во многом инструмент обмена опытом. Во всяком случае, целый ряд постов – тоже своего рода статьи базы знаний. И они как раз являются частью текущей жизни, то есть “встроены в процесс”.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM
;