Суммируя соображения в предыдущих двух частях (первая, вторая), я прихожу к матричному представлению четырех процессов проектирования услуг:
В каждой ячейке таблицы – «модель» деятельности (ну как в ITIL модель изменений, например):
- Ответственный (это могут быть разные люди: ответственный за классификацию – аналитик, ответственный за разработку – инженер и т.д.)
- Шаги и методика выполнения (ясно, что они будут очень различаться для безопасности и доступности)
- Ресурсы (инструменты моделирования, расчетов, мониторинга и т.д.)
- Эскалация (то есть механизмы передачи решения «наверх» в случае конфликта ресурсов или отклонения от плановых значений)
Ключевым здесь является лишь синхронное выполнение всех пяти видов деятельности управления рисками. Количество строчек может варьироваться.
А теперь ход конем.
На эту таблицу наложим и третье измерение – ИТ-услуги. Простите скромные возможности рисования:
За каждый из «слоев» третьего измерения будет отвечать «хозяин» соответствующей услуги. В его же обязанности и будет входить координация усилий четырех составляющих качества, он же и будет следить за управлением рисками (совсем как менеджер проекта).
Вот так, мне кажется, удобно и уж точно более структурно, чем в ITIL, можно представлять себе проектирование или доставку (delivery) услуг.
Я раньше заявлял нулевую прикладную ценность модели, но всё же можно сформулировать простые и очевидные правила, делая «плоские срезы» в каждой паре измерений:
- На этапе проектирования управление услугами означает обязательный контроль над проработкой четырех параметров качества.
- Выходом каждого процесса является ожидаемое значение одноименного параметра качества для всех услуг сразу. Это мне кажется крайне важным.
- Этапы управления рисками в реальной организации будут работать только при вовлечении всех заинтересованных лиц. Например, выявление рисков может сработать, только если к нему привлечены все владельцы услуг и все менеджеры параметров качества, с очевидными конфликтами как внутри контуров управления, так и между ними.
А еще у этого кубика есть и четвертое измерение – компоненты услуги: АО, ПО, сеть, люди и тому подобные технические мелочи. Но нарисовать это, к счастью, не представляется возможным.
В комментарии призывается идеолог этой модели, Роман Журавлев, для уточнений и корректировок.
Правильно я понимаю, что результатом "проектирования" должна стать табличка типа:
Услуга 1
Доступность:
Выявление: Иванов; Делай раз, делай два, делай три; Ексель, эскалировать на Петрова
Классификация: Сидоров; Взять и классифицировать; Ексель, эскалировать на Петрова
И т.д.
Я правильно вас понял?