Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Как это – работать по ITIL?

Опубликовано 17 ноября 2013
Рубрики: Защищаем ITIL
Комментарии

Занятная англоязычная статья была на днях переведена в блоге Александра Пацая alexmak.net. Она навела меня на очередное обобщение того, что написано про управление ИТ в библиотеке ITIL.

Шум и возмущение в блогосфере после этой публикации поднялись из-за того, что «какой-то иностранец» позволил себе в 12 пунктах суммировать ключевые проблемы менеджмента в России и «по-русски». Иностранцем этим, к слову, был Ицхак Адизес (вот оригинал статьи) – человек, который таки знает пару умных слов про управление, и даже попал к нам на книжную полку и в курс «Организационные изменения».

Среди прочих годных набросов про коррупцию и культуру, меня особенно зацепили 2 пункта (перевод мой):

7. Нерациональная рациональность. Советский Союз был ориентирован не на спрос и прибыль, но на рациональность. Предположение было такое: «одинаковость, управляемость и вертикаль принятия решений повышают рациональность». Поэтому одинаковость была. Поэтому была и централизация услуг и полномочий. Предположение, очевидно означало желание экономить на масштабе. После распада Союза появились рыночные силы: гибкость стала важнее одинаковости и управляемости экономики. В результате, система работает нерационально.

8. «КАК ДЕЛАТЬ» важнее, чем «ЗАЧЕМ ДЕЛАТЬ». Наследие рационализации влияет на то, как принимаются решения в компании. Нетипичная доля усилий тратится на то, чтобы ответить «как мы будем работать» вместо того, чтобы ответить «зачем мы будем работать». И здесь тоже движущей силой является рациональность, а не результативность.

Профессор Адизес говорит о том, что мы тратим слишком много на контроль; стоимость контроля становится больше, чем выгоды от него. Надо научиться быстрее делать, а не планировать.

В тот же день я прочитал пост Олега Скрынника с кратким перечнем рекомендаций по научной организации труда в КБ Антонова. Как мне показалось, это проявление именно той рациональности, на которую ссылается Адизес. Тоже всё выглядит очень правильно: веди деловой блокнот, элегантно одевайся – успехи коллектива увеличатся.

Пока не могу внятно сформулировать свои ощущения после прочтения, но

Можно быстро найти примеры успешных предпринимателей, которые не ведут деловых блокнотов (Адизес считает, что таких в России мало). И в то же время легко себе представить что без вертикали принятия решений и тщательной организации работ процессные консультанты останутся без хлеба организация быстро станет неуправляемой.

Получается, и та и другая крайность – мягко говоря, неуниверсальны, даже если говорить только о коммерческих компаниях. Мы слишком все разные, чтобы существовали единые правила. Их нужно изобретать каждому предприятию самостоятельно. Вывод, к которому я пришел:

ITIL – это не сказка. Это полное описание такого предприятия, которое в любой момент времени, на любом уровне детализации осознанно балансирует рациональность и результативность.

ITIL 4 Foundation, DSV, DPI, CDS, HVIT, DITS
и другие интересные аббревиатуры от соавторов ITIL 4

Комментариев: 5

  • Довольно неожиданный вывод 🙂 В остальном же пост просто отличный – не с чем спорить.

    • Ну я так и знал, что непонятно будет, как и любое озарение. Про уровень зрелости-возможностей "оптимизируемый". На нем решения, какой будет наша организация "по Адизесу или по НОТу" принимаются не интуитивно, а исходя из имеющейся достоверной информации (отчеты о результатах, знания рынка и т.п.).

  • Pavel Solopov

    Это полное описание такого предприятия

    По-моему, Вы приувеличиваете значение и широту охвата ITIL.

    • Павел, а почему вам так кажется? Если ИТ дошли до "постоянного совершенствования", то можно вообразить, что и в остальных функциях такого предприятия тоже всё отлажено в операционной модели, а сама операционная модель способна гибко изменяться.

      • Pavel Solopov

        Почему? Потому, что ITIL не описывает всё предприятие, и даже не всё ИТ попадает в описание.
        Представить можно что угодно, но я не понимаю, как можно назвать описание колеса описанием автомобиля, даже если глядя на колесо вы можете себе вообразить автомобиль.

         


Добавить комментарий для Константин НарыжныйОтменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM