Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Как это — работать по ITIL?

Опубликовано 17 ноября 2013
Рубрики: Защищаем ITIL
Комментарии

Занятная англоязычная статья была на днях переведена в блоге Александра Пацая alexmak.net. Она навела меня на очередное обобщение того, что написано про управление ИТ в библиотеке ITIL.

Шум и возмущение в блогосфере после этой публикации поднялись из-за того, что «какой-то иностранец» позволил себе в 12 пунктах суммировать ключевые проблемы менеджмента в России и «по-русски». Иностранцем этим, к слову, был Ицхак Адизес (вот оригинал статьи) – человек, который таки знает пару умных слов про управление, и даже попал к нам на книжную полку и в курс «Организационные изменения».

Среди прочих годных набросов про коррупцию и культуру, меня особенно зацепили 2 пункта (перевод мой):

7. Нерациональная рациональность. Советский Союз был ориентирован не на спрос и прибыль, но на рациональность. Предположение было такое: «одинаковость, управляемость и вертикаль принятия решений повышают рациональность». Поэтому одинаковость была. Поэтому была и централизация услуг и полномочий. Предположение, очевидно означало желание экономить на масштабе. После распада Союза появились рыночные силы: гибкость стала важнее одинаковости и управляемости экономики. В результате, система работает нерационально.

8. «КАК ДЕЛАТЬ» важнее, чем «ЗАЧЕМ ДЕЛАТЬ». Наследие рационализации влияет на то, как принимаются решения в компании. Нетипичная доля усилий тратится на то, чтобы ответить «как мы будем работать» вместо того, чтобы ответить «зачем мы будем работать». И здесь тоже движущей силой является рациональность, а не результативность.

Профессор Адизес говорит о том, что мы тратим слишком много на контроль; стоимость контроля становится больше, чем выгоды от него. Надо научиться быстрее делать, а не планировать.

В тот же день я прочитал пост Олега Скрынника с кратким перечнем рекомендаций по научной организации труда в КБ Антонова. Как мне показалось, это проявление именно той рациональности, на которую ссылается Адизес. Тоже всё выглядит очень правильно: веди деловой блокнот, элегантно одевайся - успехи коллектива увеличатся.

Пока не могу внятно сформулировать свои ощущения после прочтения, но

Можно быстро найти примеры успешных предпринимателей, которые не ведут деловых блокнотов (Адизес считает, что таких в России мало). И в то же время легко себе представить что без вертикали принятия решений и тщательной организации работ процессные консультанты останутся без хлеба организация быстро станет неуправляемой.

Получается, и та и другая крайность — мягко говоря, неуниверсальны, даже если говорить только о коммерческих компаниях. Мы слишком все разные, чтобы существовали единые правила. Их нужно изобретать каждому предприятию самостоятельно. Вывод, к которому я пришел:

ITIL – это не сказка. Это полное описание такого предприятия, которое в любой момент времени, на любом уровне детализации осознанно балансирует рациональность и результативность.

ITIL 4 Foundation, MPT, DSV, DPI, CDS, HVIT, DITS
и другие интересные аббревиатуры от участников разработки

Комментариев: 5

  • Довольно неожиданный вывод 🙂 В остальном же пост просто отличный — не с чем спорить.

    • Ну я так и знал, что непонятно будет, как и любое озарение. Про уровень зрелости-возможностей "оптимизируемый". На нем решения, какой будет наша организация "по Адизесу или по НОТу" принимаются не интуитивно, а исходя из имеющейся достоверной информации (отчеты о результатах, знания рынка и т.п.).

  • Pavel Solopov

    Это полное описание такого предприятия

    По-моему, Вы приувеличиваете значение и широту охвата ITIL.

    • Павел, а почему вам так кажется? Если ИТ дошли до "постоянного совершенствования", то можно вообразить, что и в остальных функциях такого предприятия тоже всё отлажено в операционной модели, а сама операционная модель способна гибко изменяться.

      • Pavel Solopov

        Почему? Потому, что ITIL не описывает всё предприятие, и даже не всё ИТ попадает в описание.

        Представить можно что угодно, но я не понимаю, как можно назвать описание колеса описанием автомобиля, даже если глядя на колесо вы можете себе вообразить автомобиль.

         


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT