Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Что нам стоит дом построить?

house0В последнее время деятельность ИТ-организации мне представляется в виде дома. Отдельные помещения или блоки в нём – это процессы, которые исполняются в ИТ, формируют структуру или внутреннее убранство дома, делая проживание в нём "жильцов" – т.е. сотрудников ИТ – удобным, малозатратным, энергоэффективным, безопасным, законым и т.д.

В жизни дома бывают разные: есть среди них цельные, красивые, современные и высокие, практичные и удобные, продуманные до мелочей, ну а есть и прямые им противоположности. Такие, что уже внешний вид вызывает чувство настороженности.

house1
Глядя на такую "архитектуру", понимаешь, что дом точно малоудобен. Скорее всего, в нём множество ограничений. Войдя внутрь, мы их и обнаруживаем – так, например, кое-где в доме нельзя прыгать, поскольку межэтажное перекрытие в одной из частей не бетонная плита (поскольку не выдержит фундамент одной из пристроек), а нетолстые сосновые доски. Видим, что в доме несколько бойлерных, котлы которых работают на разном топливе: дрова, уголь, газ. Вентиляция устроена только в правой половине. Спальные помещения соседствуют с шумной прихожей. А чтобы перейти на веранду, нужно пройтись по улице. Такой дом соткан из кусочков, пристроек, где один стиль смешан с другим, в нём нет целостности, единого подхода.

В ИТ может быть похожая ситуация. Вот только вместо дома – набор процессов (процессная модель), используя которые, ИТ-организация выполняет свою работу. Процессная модель также может состоять из разрозненных "кусочков" и отсутствующих блоков – изолированных или слабо связанных и неформализованных процессов. Определённо, это состояние нерационально – пример с котельными дома выше как раз про это. Используется три вида топлива, вместо закупки одного и организации централизованного отопления во всём доме.

Каков же подход, который можно предпринять для движения в "правильном" направлении? Он заключается в проектировании и создании единой, целостной процессной модели. Что это даёт ИТ-организации? Преимущества и потенциальные выгоды, на мой взгляд, следующие:

  • единое понимание у всех ИТ-сотрудников общей структуры процессов управления
  • отсутствие дублей – у каждого из процессов своё назначение и чёткие границы
  • понятная ответственность исполнителей
  • рациональное использование ресурсов

Фактически, вырабатывается проект такого дома, где каждое его помещение имеет определённое назначение, при этом оно увязано со всем планом в целом.

А теперь представьте себя на месте того, кто собирается это сделать. Бывает так, что зачастую сами "жильцы" дома искренне не понимают, зачем нужно что-то менять – ведь "всё и так работает". Какие аргументы в пользу "перестройки" вы бы использовали?

IT Service Management
Учебные курсы от соавторов ITIL 4

Комментариев: 9

  • Альберт

    Пока гром не грянет … Лучше всего привязывать новую IT структуру к внедрению новых процессов составляющих основу бизнеса.

  • Александр

    Процессы только одна из составляющих грамотного «дома ИТ». Важно, чтобы ИТ-архитектура соответствовала бизнес-архитектуре, чтобы  все её компоненты были правильно выбраны и интегрированы.

  • Андрей

    Аналогия про дом хорошая, но я обычно предлагаю другую: ИТ – это производственное подразделение, в задачи котрого входит обеспечивать бизнес процессы компании информацией, необходимой для их реализации. По аналогии с энергетиками. И, следовательно , процессы ИТ, это технологические процессы, обеспечивающие данное производство.

    Если возратиться к аналогии про дом, то, как и в случае с ремонтом дома, есть два подхода:

    – прямо спорога заявить хозяевам, что у них все плохо, неправильно и надо все переделывать на подобие того, как сделано у одного известного человека на багамах(best practice, при том, что речь идет о доме в сибири:) ),

    – Поднять документацию по дому, сверить её с реальным положением вещей (перепланировки, ремонты и т.д.), проверить состояние систем, в общем, провести анализ. В случае с ИТ процессами это значит – построить модель процессов as is (как есть, как написано в регламентах и как реально работают). На основе своих(консультанта) квалификации и опыта указать заказчику проблемные области и предложить пути достижения целевой (..проектировании и создании единой, целостной процессной модели.) модели to be с объяснением рисков, связанных с тем, что случится, если ничего меняться не будет. Когда и почему дом развалится, водопровод прорвет, электрка коротнет и дом сгорит и т.д. 

    • прямо спорога заявить хозяевам, что у них все плохо, неправильно и надо все переделывать на подобие того, как сделано у одного известного человека на багамах(best practice, при том, что речь идет о доме в сибири:) )

      Они-то, как раз уверены в обратном – "всё хорошо, прекрасная маркиза". Упоминание про best practices тоже не очень-то работает – "слышали, знаем – и что?".

      На основе своих(консультанта) квалификации и опыта указать заказчику проблемные области и предложить пути достижения целевой (…проектировании и создании единой, целостной процессной модели.) модели to be с объяснением рисков, связанных с тем, что случится, если ничего меняться не будет. Когда и почему дом развалится, водопровод прорвет, электрка коротнет и дом сгорит и т.д.

      Вы же понимаете, что вопрос примет политическую подоплёку: "Пришёл тут товарищ со стороны, выводы сделал, говорит, что у нас проблемы какие-то, но у нас-то "всё хорошо". Кому вы больше доверяете, дорогой руководитель ИТ?"

      • андрей

        "…. пришел тут, выводы сделал". Как раз наоборот. Не предложил голые выводы, неизвестно на чем остнованные, а сделал анализ наглядной модели текущего состояния с очевидными дырами и противоречиями в процессах и предложил варианты выхода из положения. По аналогии с домом – отковырнул штукатурку, создающую видимость того, что все хорошо и показал гнилую трубу и рассыпавшийся кирпич. Ну а дальше, уважаемый хозяин, твой выбор. Пока-то стоит, не рассыпался.

        • Вот здорово, что Вы на "хозяина" указали. Получается, что убеждать "жильцов" – пустое дело. Надо сразу к председателю ТСЖ бежать.

          • андрей

            вообще-то хозяева именно жильцы. По крайне мене именно они платят налог на недвижимость и платят за ремонт и содержание, а председатель – лицо нанятое и интересы у него могут быть несколько иные. Это не его дом и если он завтра развалится, это не отразится на его благосостоянии.

            • А не знакома ли Вам ситуация, когда жильцы нижних этажей отказываются платить за срочный ремонт протекающей крыши, считая это делом жильцов самого верхнего этажа? И наоборот, утепление входной двери подъезда / установка тепловой завесы  – считается заботой жильцов нижнего этажа?

              • Андрей

                ERP внедряется не для удобства бухгалтеров, так же и ITSM внедряется не для удобства тех, кто сидит внутри процессов. Основная цель подобных систем – повысить управляемость/понимаемость процессов для руководства, а эти цели прямо противоположны интересам тех, чья работа будет понимаема и управляема. Так что, возможно вы не тем людям продаете проект.


Добавить комментарий для андрейОтменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM