У меня в голове живёт примитивнейшая классификация айтишников в самом общем виде. Всего три уровня: “ноль”, “+1” и “-1”. На мой взгляд, где-то между этими тремя крайними уровнями можно расположить нас всех.
Нулевой уровень – обычные “просто айтишники”. “Можно ехать, а можно не ехать”. Ребята, которым, в принципе, всё равно, что там в бизнесе происходит. Скажут – будут что-то делать, не скажут – будут
продолжать поддерживать сервера, ПО, ожидать поступления запросов на обслуживание, регистрацию инцидентов, пересмотров SLA, получения функциональных требований, разработки тестовых сценариев, запуска написания кода и т.д.
Уровень “+1” – оказание полноценной поддержки бизнесу, партнёрство, помощь в увеличении охвата доли на рынке, вывод новых продуктов, “диджитализация”, цифровая трансформация и много всего того “вкусного”, что достигается в результате следования парадигме “ИТ – это и есть бизнес”.
Уровень “-1” – полная противоположность уровню “+1”. Если кратко, то представители этого класса тормозят развитие бизнеса, как бы дико сейчас это не прозвучало. Честно говоря, я искренне считал, что таких и не осталось уже вовсе. Вымерли, как динозавры, поскольку их время прошло. Ну, или по крайней мере, переместились глубоко в недра ЦОД’ов, поскольку питают больше симпатий не к людям и бизнес-процессам, а к “железу”. Всё-таки ИТ всё больше и больше становятся стержнем многих бизнесов. И так вести себя в них айтишникам попросту невозможно и непозволительно. Да, для симметрии такой класс, конечно, должен быть, но количество айтишников в нём должно быть исчезающе мало – так думал я… Но нет, жизнь, как обычно, подкидывает сюрпризы.
Ситуация. Торговая компания, понимая, что необходимо увеличивать обороты, находит и принимает на работу нового директора по развитию. Он анализирует состояние компании, статистику продаж за предыдущие годы, формирует профили клиентов, проводит анализ покупательной способности по регионам и т.п. Собрав необходимую информацию, он готовит план первочередных инициатив, которые, естественным образом, что не удивительно, практически все базируются на ИТ. Идёт обсуждать его с исполнительным директором и местными айтишниками. И вот тут начинается камерное выступление ярчайших апологетов уровня “-1”.
Ну вот зачем, по их мнению, разрабатывать веб-приложение, если это увеличит расходы на хостинг в несколько раз (эффект низкой базы? – нет, не слышали)? Зачем объединять склад и офис в единый план телефонной нумерации, если при этом увеличится нагрузка на АТС? Зачем использовать на почтовом сервере маркирование входящих писем и распределение их по алгоритму “round robin” в типовые почтовые ящики продавцов-консультантов? И в том же духе практически на каждое планируемое нововведение… Есть тут хоть намёк на развитие? Вопрос риторический.
Что я бы посоветовал предпринять исполнительному директору и директору по развитию бизнеса, порывы которых сейчас вовсю сдерживают эти ребята. Тех айтишников уровня “-1” отправил бы подальше к так симпатичным им серверам, сетевому оборудованию, каналам связи и прочему “железу”. Немедленно отправлять их “расширять интеграцию с рынком труда” (с) не стал бы, поскольку думается, что они неспроста так боятся любых перемен, налицо хрупкость имеющейся ИТ-инфраструктуры. С её хрупкостью надо будет ещё плотно поработать. Советоваться, консультироваться по различным специфическим тонкостям, производить с их помощью расчёты – пожалуйста. Влиять на принятие ИТ-иницатив в компании – нет. А вот уже для этого поискал бы толкового управленца, возможно, человека из бизнеса, но с обширным ИТ-бэкграундом – из тех, кого “на мякине не проведёшь”. Сейчас таких, по моим наблюдениям, всё больше и больше. Пример четырёхлетнего ребёнка, не умеющего ещё писать, но с успехом производящего голосовой поиск, лишь укрепляет меня в этом.
Да, затраты, против увеличения которых так ратуют эти айтишники, возрастут, но это неизбежная плата за развитие.
Я плакаю весь. Поверьте опытному гребцу и ИТ-менеджеру, итшники эти ++, они вредны, но давайте разберемся. Не несущий никакой ответственности менеджер предлагает радикальные изменения в инфраструктуре. На основнии требований бизнеса. Почему-то разговор идет со специалистами, а не с менеджером, СТО, CIO. Вероятность, что все изменения одобрены этим менеджером нулевая, его нет в схеме. Вероятность, что менеджер по развитию бизнеса так хорошо разбирается в инфраструктуре, как специалисты, исчезающе мала. Результат – его инициативы приведут к простоям и вина волшебным образом окажется на специалистах, менеджер по развитию тут же заявит, что он де не специаилст. Им это надо?
Проблема номер 2. Обслужвать инфраструктуру торговой компании куда менее выгодно специалисту, нежели работать в компании-разработчике ПО (на “галере”). Зарплата разнится в разы.
Проблема номер 3. Прямо видна из отсутствия ИТ-менеджера, даже плохонькими практиками ITSM не пахнет, иначе проблем бы не возникло. Изменения утвердил бы CAB, Impact Assessors не возражали, ту уже от умения управлять спецами все бы зависело (я идеализирую, о идея понятна)
А так песня напоминает “облачную революцию”, мол обслуга инфрструктуры не будет нужна. Только инфраструктура видоизменилась и от обслуги нужны другие навыки.