Занятная англоязычная статья была на днях переведена в блоге Александра Пацая alexmak.net. Она навела меня на очередное обобщение того, что написано про управление ИТ в библиотеке ITIL.
Шум и возмущение в блогосфере после этой публикации поднялись из-за того, что «какой-то иностранец» позволил себе в 12 пунктах суммировать ключевые проблемы менеджмента в России и «по-русски». Иностранцем этим, к слову, был Ицхак Адизес (вот оригинал статьи) – человек, который таки знает пару умных слов про управление, и даже попал к нам на книжную полку и в курс «Организационные изменения».
Среди прочих годных набросов про коррупцию и культуру, меня особенно зацепили 2 пункта (перевод мой):
7. Нерациональная рациональность. Советский Союз был ориентирован не на спрос и прибыль, но на рациональность. Предположение было такое: «одинаковость, управляемость и вертикаль принятия решений повышают рациональность». Поэтому одинаковость была. Поэтому была и централизация услуг и полномочий. Предположение, очевидно означало желание экономить на масштабе. После распада Союза появились рыночные силы: гибкость стала важнее одинаковости и управляемости экономики. В результате, система работает нерационально.
8. «КАК ДЕЛАТЬ» важнее, чем «ЗАЧЕМ ДЕЛАТЬ». Наследие рационализации влияет на то, как принимаются решения в компании. Нетипичная доля усилий тратится на то, чтобы ответить «как мы будем работать» вместо того, чтобы ответить «зачем мы будем работать». И здесь тоже движущей силой является рациональность, а не результативность.
Профессор Адизес говорит о том, что мы тратим слишком много на контроль; стоимость контроля становится больше, чем выгоды от него. Надо научиться быстрее делать, а не планировать.
В тот же день я прочитал пост Олега Скрынника с кратким перечнем рекомендаций по научной организации труда в КБ Антонова. Как мне показалось, это проявление именно той рациональности, на которую ссылается Адизес. Тоже всё выглядит очень правильно: веди деловой блокнот, элегантно одевайся – успехи коллектива увеличатся.
Пока не могу внятно сформулировать свои ощущения после прочтения, но
Можно быстро найти примеры успешных предпринимателей, которые не ведут деловых блокнотов (Адизес считает, что таких в России мало). И в то же время легко себе представить что без вертикали принятия решений и тщательной организации работ процессные консультанты останутся без хлеба организация быстро станет неуправляемой.
Получается, и та и другая крайность – мягко говоря, неуниверсальны, даже если говорить только о коммерческих компаниях. Мы слишком все разные, чтобы существовали единые правила. Их нужно изобретать каждому предприятию самостоятельно. Вывод, к которому я пришел:
ITIL – это не сказка. Это полное описание такого предприятия, которое в любой момент времени, на любом уровне детализации осознанно балансирует рациональность и результативность.
Довольно неожиданный вывод 🙂 В остальном же пост просто отличный – не с чем спорить.