Вчера в офисе разговорились со Степаном Хрулёвым и Павлом Дёминым, речь зашла об управлении рабочим временем и проблемах личной эффективности. К этому вопросу я обращался уже не раз и не два (см, к примеру: Искусство впрягания невпрягаемого, Много работаешь — не обязательно молодец, Лидер и менеджер — совсем не одно и то же, Руководитель или исполнитель?, а из свежего — Памятка по научной организации труда). Видимо, обращаться буду и дальше, так как мне совершенно точно есть ещё над чем работать и что изучать.
Подумал, что читал и слушал на эту тему много, кое-что использую в работе, но никогда не формулировал в чём именно заключается задача, которую я много лет пытаюсь решать. Наверное, это непорядок, и надо бы проблему обозначить.
Итак, первая и самая очевидная составляющая проблемы заключается в объёме работы, ожидающей выполнения. Когда-то давно я работал, как это принято говорить, на стороне заказчика, и нехватки рабочего времени не было в принципе. Да, случались авралы и завалы, но в общем и целом, а также в среднем за период рабочего времени хватало на выполнение всех поставленных задач, и даже оставалось на изучение новых технологий, управленческих штучек и прочих интересностей. Следует отметить, что задачи появлялись, в основном, из четырёх источников: руководство, подчинённые, клиенты (мы тогда называли их пользователями ИТ, но фактически это клиенты же) и собственные усилия.
С переходом в консалтинг жизнь стала другой, рабочая загрузка поднялась с 70-80% до 120-130%, в пике до 160%. Вопрос "а как же это всё вообще можно успеть" стал острым и требующим решения. Решения стали искаться и находиться, частично пробоваться и применяться. Думал, станет попроще — ан нет! Затеяли с товарищами собственный бизнес и стало ещё веселее.
Итак, первая проблема: задач поступает больше, чем есть времени на их решение.
Размышляем далее: что ещё не так? А вот что: работа есть интересная и не очень. Есть дела, которые хочется делать, и есть "нагрузка", присущая должности, ролям, сложившейся практике, чему угодно. Казалось бы: то, что делать не хочется, делать не следует, и всё тут — ан нет! (повтор для усиления). Некоторые задачи приходится выполнять независимо от желания или даже способностей. Для примера: не по доброй воле я время от времени погружаюсь в глубины бухгалтерского и налогового учёта.
Таким образом, вторая проблема, даже противопоставление: хочу делать vs. надо делать.
Продолжаем. Известно, что рутинные, текущие, оперативные вопросы стремятся съесть всё доступное рабочее время. На долгосрочные задачи, связанные с развитием себя и компании, время отводится по остаточному принципу, то есть чуть менее, чем ничего. Значит, нужно как-то сделать так, чтобы важным, но не приносящим немедленного удовлетворения делам, тем не менее, выделялось достаточно времени.
Сформулируем противопоставление так: оперативные вопросы vs. развитие.
И последнее. В наше непростое и динамичное время очень сложно провести границу между работой и личной жизнью. Мы ищем работу по душе, мы погружаемся в неё с головой, мы совершенствуемся в ней ежедневно. Мы устраиваем себе гибкий график, в котором не всегда есть чёткое начало рабочего дня и уж совсем редко — точное время его окончания. Мы занимаемся вопросами семьи в будни и работаем по выходным. А успевать-то нужно всё! И на работе есть спрос, и дома.
Поэтому четвёртая грань обсуждаемой проблемы: рабочие задачи vs. личные дела.
Ох, сдаётся мне, что я что-то позабыл в этом списке. Возможно, что-то очень важное.
Коллеги, дополняйте, пожалуйста!
PS. В соответствии с лучшими практиками заголовок этой заметки составлен по шаблону "[Число] [предмет] [область]" с обязательным упоминанием важных ключевых слов: "проблема" и "эффективность".
Еще один мощный отниматель рабочего времени – совещания: зачастую приглашается больше людей, чем это действительно необходимо. Вот и сидят ответственные сотрудники, скучают, теряют время.