Казалось бы, какое отношение средний чек имеет к управлению ИТ? Оказывается, имеет и самое прямое.
Понятие «Средний чек» (средняя сумма сделки с покупателем) используется в коммерции для планирования усилий по продажам при известном плане продаж, а также для анализа эффективности продаж. С точки зрения эффективности картина проста – при прочих равных условиях, чем выше средний чек, тем ниже доля транзакционных издержек на продажи (привлечение покупателя, pre-sale, сопутствующий документооборот по оформлению и последующему ведению сделки).
Здесь и начинается связь с ИТ – средний чек позволяет перейти от планов продаж в денежном выражении к объему транзакций, требуемых для обеспечения продаж. А значит – к объему потребления ИТ-услуг, связанных с обеспечением продаж.
Например, если план продаж на 2015 год составляет 1 440 млн. руб. и средний чек составляет 10 000 руб., то в среднем для выполнения плана нам потребуется совершить 12 000 сделок в месяц. Зная численность коммерческого отдела (или имея план по производительности одного продавца, например 20 сделок в день), можем дополнительно получить количество пользователей, одновременно работающих в информационных системах, а значит и оценку потока обращений в сервис-деск.
Таким образом, используя средний чек, мы смогли перейти от плана продаж бизнес-подразделения к прогнозу объема потребления ИТ-услуг: количеству операций, обрабатываемых в ИТ-системе за период, количеству одновременно работающих пользователей, количеству обращений в Service Desk.
Далее, используя сервисно-ресурсную модель, можно переходить к планированию соответствующей потребности в ресурсах. Подробнее об этом смотрите здесь.