Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Планирование отката релиза

Так или иначе, мы все занимаемся изменениями. В такой профессиональной области работы, как информационные технологии, отлично проявляется динамика по разным направлениям. Разработка новых продуктов, добавление мощностей к сервисным активам, установка «заплаток» на пользовательских станциях. Всё это — ежедневные задачи ИТ-подразделений. Их быстрое выполнение необходимо для обеспечения нужд бизнеса.

На одном из курсов ITIL RCV (Release, Control and Validation), был затронут интересный и жизненный вопрос. Почему в момент развёртывания релиза при появлении каких-либо проблем никто не знает, что нужно делать, а сама деятельность превращается в беготню?  Вроде бы при проектировании услуги вместе с остальной документацией должен был быть разработан план отката, и при планировании развёртывания должны были предусмотреть все варианты. Но почему-то этого не было сделано.

В дальнейшем обсуждении были рассмотрены следующие сложности, встречающиеся на практике:

Полное отсутствие плана отката, либо его представление в виде шаблона без детализации. Отсутствие его содержательной части («В каком случае?», «Куда бежим?» и «Как делаем?») в головах сотрудников, ответственных за развёртывание.

Недоступность авторизующих лиц, ведь для ответа на вопрос «В каком случае начинаем работу по пунктам плана отката?» нам нужен триггер. И желательно — с необходимыми полномочиями. Тот самый предводитель, способный взять на себя ответственность, принять управленческое решение, вмешаться при появлении критичных отклонений.

Наличие новых транзакций, затрудняющих возвращение к базовому состоянию. В одних случаях нет возможности остановить изменяемую ИТ-систему, в других остановка не является необходимостью. Если мы разворачиваем какой-то конкретный модуль, то остальные элементы могут продолжать функционировать, обрабатывая потоки данных. В этом случае пропадает ясность «куда бежать», так как откат назад может привести к потерям из-за нарушения целостности данных.

Отсутствие тестирования плана отката. Когда мы учимся ходить, то, сделав первые шаги, с каждым разом проходя все дальше и дальше, мы оттачиваем это умение на ежедневной основе. Походка формируется на всю жизнь. В случае информационных технологий закрепления «навсегда» не происходит. Ответ на вопрос «Как делаем?» сегодня может не совпадать с ответом на тот же вопрос вчера.

Я вижу следующие меры необходимые для предпринятия. Мы планируем шаги для восстановления после неудачного развертывания в момент проектирования услуги. А на стадии преобразования привлекаем авторизующих лиц и тестируем план отката назад в наиболее схожей среде с продуктивной. Требуется зафиксировать появившиеся отклонения, которые послужат для дальнейшей корректировки в восстановительных работах. После чего мы производим повторное тестирование с учётом прошлых недочётов.

Интересно, что было упущено из виду, и с какими еще сложностями сталкиваются различные сервис-провайдеры. А также какие меры, для их преодоления применяются на практике. В связи с чем коллеги, приглашаю вас к дискуссии как на нашем портале, так и в учебном центре Cleverics.

ITIL 4 Foundation, MPT, DSV, DPI, CDS, HVIT, DITS
и другие интересные аббревиатуры от участников разработки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Самое свежее

    • Определяем полюс потребителя
      При анализе и построении «путешествия заказчика» (customer journey) одной из важнейших задач является получение ответов на ряд вопросов, а именно: кто конкретно …
    • Семь распространённых мифов о DevOps
      В сообществе разработчиков бытует множество мифов о DevOps. И это и неудивительно, учитывая, сколько новшеств привнесла эта концепция за последние годы. DevOps — это …
    • Разрешение конфликтов в Agile-командах
      Большинство людей предпочло бы избегать конфликтов. Как специалисты по проектам, мы знаем, что это неизбежно, и мы также знаем, что несогласие может быть конструктивным. Но при …
    • Очередность прохождения курсов ITIL 4
      Имеет ли значение, в каком порядке проходить курсы по ITIL? Рассказывает аккредитованный тренер по ITIL 4 Игорь Фадеев. Cleverics — первая в России и одна из первых в …
    • 1 октября конференция «Роботизация бизнес-процессов 2020»
      1 октября 2020 издательство «Открытые системы» проведет ежегодную конференцию «Роботизация бизнес-процессов 2020» https://www.osp.ru/iz/rpa2020, где на одной площадке будут …
    • ITIL® 4 DITS — огонь, вода и медные трубы
      Мы уже писали о скором релизе последнего экзамена в сертификационной линейке ITIL 4 Digital and IT Strategy (DITS). Сейчас стоит добавить следующее (из информации, которую можно …
    • Как бизнес-аналитику встроиться в гибкую среду?
      Есть ли роль бизнес-аналитика в гибкой среде? Я уже довольно давно работаю бизнес-аналитиком, и этот вопрос возникает постоянно. Бизнес-аналитики  зачастую считают, что они должны …
    • Деловая игра Grab@Pizza: вкусный кейс
      Деловые игры – один из наиболее эффективных видов тренинга, позволяющий на основе близкого к реальному кейса попрактиковаться в выстраивании любой работы. Участники деловой игры …
    • ITAM & SAMday пройдёт в Москве 2 октября
      ITAM & SAMday  – всероссийская независимая конференция, посвященная вопросам управления ИТ-активами и программными активами — пройдёт в Москве 2 октября в режиме …
    • Бэклог! — Как много в этом слове ...
      Команды, работающие над развитием различных продуктов, имеют одну общую цель: обеспечить максимальную скорость изменения своего продукта для реализации возникающих потребностей …
  •  
  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT