Disclaimer: мысль, которой я собираюсь поделиться, будет проиллюстрирована на примере одной известной компании, которая делает крутые вещи. Ребята правда молодцы, и в дальнейшем тексте ссылки на них даны исключительно для пояснения моих соображений.
Очень условно современный ИТ-мир можно поделить на два лагеря: единорогов и лошадей. Под первыми обычно подразумеваются компании с сумасшедшим темпом инноваций, рождённые в Интернет-эпоху, цифровые от начала до конца, раскатывающие изменения в продуктив по тысяче раз на дню, стоимостью от 1 млрд. долл. США. Под вторыми – все остальные. При этом считается, что многим из вторых очень страшно отстать от первых, потому они стараются и прикладывают соответствующие усилия по ускорению (см. в Гугле запрос “цифровая трансформация”). Кроме того, слышны мнения, что превратиться в единорога непросто, но рано или поздно нужно будет. Видимо, подразумевается, что такое превращение принципиально возможно.
Те из “традиционных”, кто пытаются освоить дивный цифровой мир, зачастую делают так: выделяют продукт или несколько, явно связанный с “digital” (например, мобильный клиент обычного банка), формируют совершенно новую команду, снимают новый офис с пуфиками, печеньками и настольным футболом (можно даже на Кутузовском проспекте) и вешают на флаг Agile. Таких примеров уже не один и не два, попытки делаются серьёзные, деньги вливаются, люди выискиваются и находятся, куда не глянь – либо скрам-мастер, либо аджайл-коуч, либо джава-программист в трайбе.
Собственно, вопрос такой: а есть ли принципиальная возможность превращения лошадки в единорога? Ну, за исключением примера ING Bank, где до конца непонятно что произошло за последние десять лет.
Задуматься меня заставило сообщение в новостной ленте “Коммерсанта” о том, что Альфа-банк сворачивает свою Альфа-лабораторию. Знаковое подразделение, созданное ровно для достижения новых высот, и особенно – новых скоростей. Официальные объяснения в августе этого года сводились к тому, что “мы многому научились и теперь интегрируем всё это во все бизнес-линии банка“. Неофициальные, по информации “Коммерсанта”: низкие показатели в сравнении с конкурентами. Трудно сказать, что там на самом деле, да и не очень это важно. Потому что уже в октябре, буквально несколько дней назад, “Ведомости” сообщили, что “Альфа-групп работает над созданием digital-банка, который будет специализироваться на дистанционном обслуживании клиентов. Банк будет работать по отдельной лицензии и не будет принадлежать Альфа-банку“. То есть – копия Тинькофф-банк, но с опозданием на одиннадцать лет. А как же Альфа-лаборатория? Команда? Опыт? Достижения?
Важно понимать, что Альфа-банк – серьёзное учреждение с сильным менеджментом, давно и успешно работающее на коммерческом рынке. Наверняка просчитаны разные стратегии и варианты, выбрана лучшая дорога.
Получается, что идти путём “выделим что-то цифровое, затем научим остальных” не очень получается, либо дороже, чем “начнём бизнес с нуля, догоняя уже работающих лидеров“?
Есть ли убедительные примеры успеха догоняющих?
Олег, я склонен думать, что имел место вполне рациональный расчет. Возможно я плохо понимаю банковское дело, но я не уверен, что новый тренд будет эффективен, с точки зрения затрачиваемых на него средств, во всех его нюансах. В b2c – скорее всего – да, а в b2b – не знаю. Банк зарабатывает на кредитах, комиссиях со сделок, инвестициях. Вполне может быть, что средства направляемые на подход “сделаем лабораторию и она научит наш банк жить” не настолько полезны, нежели подумать в ключе “улучшим/усилим наши инвестиционные практики и методики оценки компаний, а если нам нужно будет ускорить data mining – подключим компетентных парней”.
Цифровизация наиболее ярко проявляется, только там, где бизнес бесконечно масштабируем (банк управляемый ИИ, с одним сотрудником-владельцем). Для реального сектора эти инвестиции “в будущее” нужно очень строго оценивать, области цифровизации группы заводов по производству щебня выглядят совершено иначе, но это бизнес критически важен и точно будет существовать, т.к. не будет щебня – не будет дорог для наших с вами автомобилей (или самоуправляемых цифровых мобилей 🙂 ).