Интересно, строители яхт тоже с грустью отдают свое творение новым хозяевам? Сколько процессов не запускал, всегда очень хочется через некоторое время вернуться и посмотреть, как оно там работает без меня? Ведь, как ни проектируй, как не автоматизируй, а все равно б-о-о-о-льшая часть успеха процесса будет зависеть от менеджера, который будет этой яхтой этим процессом управлять.
Вот и задумываюсь, что можно сделать для того чтобы менеджер лучше справился с этой задачей. Конечно, сами собой разумеются:
- раннее вовлечение менеджера в проектирование процесса;
- выполнение менеджером сначала под контролем, а затем и самостоятельно, задач, направленных на успешный запуск процесса;
- формирование отчетов и их анализ, разработка мер совершенствования процесса;
- и другие понятные шаги…
Но как сделать менеджера именно менеджером, т.е. не просто заставить выполнять задачи, потому что так написано в описании процесса и так придумали, а научить видеть узкие места процесса, разрешать конфликтные ситуации, находить подход к людям, словом, добиваться и хотеть того чтобы процесс работал и развивался в изменяющихся внешних условиях. Сложность этой задачи заключается в том, что обычно на роль менеджера выбираются специалисты, имеющие весьма отдаленное представление об управлении процессами. А еще очень редко с этих людей снимается их основная нагрузка по администрированию, сопровождению, разработке и т.д., в результате управление процессом воспринимается ими как дополнительная нагрузка, которая может быть отложена в сторону.
В итоге, моя практика показывает следующее:
- Способности человека к управлению и заинтересованность в результате становятся видны на раннем этапе.
- Если сложно выбрать кандидата на роль менеджера, то деловые игры, типа Аполло 13 могут помочь выявить наиболее подходящих кандидатов и снизить риски на раннем этапе.
- Работа в проекте с человеком может дать результаты, только если он сам этого хочет. Заставлять бесполезно, лучше заменить менеджера на раннем этапе, чем потом получить неработающий процесс.
- Управление процессом это тоже серьезная работа и нельзя ее делать по остаточному принципу, чем раньше это поймет сам менеджер и его руководитель, тем лучше.
А вы, что думаете?
С практиком нельзя спорить 🙂 Поэтому только добавлю несколько мыслей к Вашим пунктам.
Заинтересованность в результате может иметь сложную природу. Это может быть премирование по результатам, а может быть простой интерес человека разобраться в задаче.
4й пункт, по-моему, сводится к поддержке высшего руководства. Это новый вид деятельности сотрудника, на который нужно обратить внимание: грамотно перераспределить обязанности, акцентировать внимание, контролировать в начале и т.д.