В наш бешено рвущийся вперёд век организации имеют дело с изменениями, происходящими в значительно ускоренном темпе. Мало кто может избежать этого всеохватывающего влияния, и многим нужно переосмыслить свои прежние подходы, чтобы успешно развиваться в этой новой динамичной среде – там, где Agile-лидеры чувствуют себя как рыба в воде.
Традиционно, изменения в компаниях инициировались сверху. Кому-то из высшего руководства приходила в голову отличная идея и этот кто-то задавался вопросом: «Как получить поддержку этой идеи у всех в компании?». Но такой подход не только слишком часто терпел неудачу, он вообще больше не имеет смысла в сегодняшней рабочей среде, где сотрудники нового поколения взаимодействуют друг с другом по-разному.
Вместо нисходящего направления, изменения должны охватывать всю организацию. Высшее руководство по-прежнему должно играть свою определённую роль, но для того, чтобы изменения были действительно эффективными, они должны быть организованы снизу вверх.
Можно заметить, как много усилий всё ещё уходит на размышления о том, как заставить людей меняться и следовать единому образу мышления, спущенному сверху. Также можно обнаружить, что организации много твердят о плохих коммуникациях как о причине провала инициатив.
Agile-лидерство – это умение слушать, а не общаться. Agile-лидер задаётся примерно такими вопросами: “Как я могу собрать опыт клиентов, сотрудников и руководителей и как я могу использовать его, чтобы осуществить изменения в организации и сделать её способнее?”. Несмотря на то, что Agile-лидеры должны обладать эмоциональным интеллектом, чтобы уметь слушать, это незаменимое качество нужно отличать от «быть белым и пушистым».
Таким образом, руководители должны видеть, что происходит на низовом уровне; речь идёт о том, чтобы принимать активное участие, поощряяя вклад каждого в изменение, и действовать в соответствии с теми приниципами, что были заявлены. Конечно, проще сказать, чем сделать, но в этом и заключается роль Agile-лидера.
Есть один очень действенный способ поощрить новую модель поведения – запрашивать идеи о том, какие изменения команда хотела бы внести и – что особенно важно – может реализовать самостоятельно. Начиная с самых первых предложений, команда должна определить, какие из них являются наиболее жизнеспособными.
Эту практику не следует путать с принципом невмешательства (“laissez-faire”). Вопрос не в том, чтобы просто позволить команде решать – нет. Скорее, Agile-лидер обеспечивает поддержку, устраняя узкие места, но главное – формулирует видение, куда движется организация, и направляет по нему всю команду.
Вы постепенно начинаете менять мышление внутри организации и, в конечном счёте, изменение модели поведения сделает её сильнее. Побуждение каждого сотрудника к размышлениям о том, что можно сделать для повышения производительности, и поощрение лидерства может принести пользу только в долгосрочной перспективе. Это и есть Agile-лидерство!
Если честно – набор лозунгов весьма сомнительной ценности. Некоторые более чем спорны. На пример – “Высшее руководство по-прежнему должно играть свою определённую роль, но для того, чтобы изменения были действительно эффективными, они должны быть организованы снизу вверх.” Т.е. предлагается, чтобы стратегию развития (изменения) компании определял низший слой исполнителей? Может и не очень убедительный пример, но – посмотрите на нашу страну, в которой чиновники пишут законы, которые им и исполнять. И как эти законы способствуют развитию страны. К стати, у наших чиновников есть ПЛАН по написанию законов. Следуя предлагаемой идее надо ожидать KPI по внесению предложений со стороны персонала. Ну а если говорить о ценности Agile в общем – пример с падающими Боингами из-за быстрой заплатки в бортовом ПО весьма характерен.