Довелось тут тренировать команду руководителей среднего звена в ИТ-службе в крупном банке. Как обычно, очень приятно было общаться с коллегами, которые пытаются сварить кашу из топора сами, без проходящих мимо солдат.
Заказчику вводного курса (руководителю службы поддержки пользователей) хотелось, чтобы руководители других ИТ-подразделений (разработка ПО, администрирование и т.д.) тоже участвовали в приготовлении еды. Вот я и рассказывал им про основы управления ИТ-услугами.
Ближе к концу тренинга, воодушевившись не только операционными процессами, но и деятельностью по проектированию и внедрению услуг, заказчик придумал следующее: так хорошо бы то же самое рассказать и всем остальным сотрудникам – системным администраторам, аналитикам, специалистам! Пусть тоже узнают о светлом будущем и встанут под знамёна процессов! «Сможете приехать к нам еще раз?», спрашивает у меня.
Тут ему возразил один из слушателей. Вольный пересказ:
«Научили меня – мне понравилось, теперь пусть научат еще кого-нибудь»? Это смахивает на перекладывание ответственности всё ниже и ниже, до тех пор, пока идея не заглохнет в самом низу. Нет уж. Мы, руководители, теперь стали носителями идей. Значит, теперь нам самим своих подчиненных учить, мотивировать, улучшать.
Сказаны были эти слова без особого, конечно, энтузиазма. Но зато серьёзно.
Вот такая иллюстрация «лидирующей роли руководства» (которое, на самом деле, менеджмент).
У меня однажды сорвался проект по созданию ИТ-стратегии. Но мотивация срыва мне была приятна. CIO сказал (вольный пересказ): «ИТ-стратегию должны делать мои ИТ-менеджеры и потом отвечать за то, что сами же сделали. Я уверен, что Вы можете сделать хорошую ИТ-стратегию, но пусть лучше мы сделаем слабенькую, но зато совместно-продуманную и выстраданную».