Я много и подробно писал об изменениях, случившихся в системе профессиональной сертификации ITSM в связи с появлением ЕГЭ ITILv3.
Недавно пришлось задуматься о перспективах сертификации v3 еще раз – и вот какая неприятная мысль пришла в голову:
До сих пор (пока действует схема ITILv2) мы наблюдали массовую сертификацию на уровне Foundation – как подтверждение общей осведомленности о предмете. Иногда это инициатива компаний, постепенно включающих базовые знания ITSM в "джентельменский набор" ИТ-специалистов, иногда – инициатива последних. С этой точки зрения смена версии и всей квалификационной структуры ничего не изменила.
Второй по популярности ITIL-сертификат – Manager. Потому что это статусная бумага, высоко ценимая теми-кто-понимает. В новой схеме эту роль призван выполнять ITIL Expert.
Самые интересные курсы-сертификаты (Practitioner) в России до сих пор были самыми непопулярными. Если Менеджеров у нас две с лишним сотни, то Практиков – хорошо если несколько десятков. При том, что курсы (но не экзамены) этого уровня довольно востребованы.
Как известно, в схеме v3 невозможно подняться на уровень Expert, не получив предварительно 5 "средних" сертификатов, из которых один – непременно Managing Across the Lifecycle. То есть статус, ради которого большинство приходило на "менеджерский" курс, стал дальше и дороже. Вопрос – в том, насколько выгоды от него стоят этого времени и денег.
В этой ситуации в 2011-12 годах мы либо увидим всплеск спроса на сертификацию Intermediate и сохранение спроса на Expert'а на уровне не ниже, чем был у Manager'а, либо вырождение профессиональной сертификации ITSM и ее превращение в сертификацию Foundation.
Первый оптимистичный сценарий предполагает, что позиции ITIL укрепятся, библиотека станет стандартом de-facto в России, а не только в Западной Европе, бизнес будет с энтузиазмом вкладывать средства в управление ИТ, и эти средства у него будут. Очень хочется, чтобы было так, но вероятность такого сценария ничтожно мала.
Второй сценарий очень вероятен. Если он реализуется только в России, ITSM и ITIL так и останутся здесь красивой игрушкой для ИТ-менеджеров. Если такие тенденции проявятся и в мире, APMG придется пересмотреть сертификационную пирамиду.
Похоже, что так и есть.
(сравнение с ЕГЭ просто прекрасно :))