Готовые решения развращают. Они приучают не думать, потому что зачем думать если уже есть готовое решение, то есть кто-то уже подумал за тебя? Самое любопытное заключается в том, что наличие готового решения иногда даже мешает поставить задачу, которую требовалось решить. Задача так и формулируется: "внедрить готовое решение". Точка.
Вспоминаю, как в одном из проектов консультант списал метрики процессов из известной книжки "Метрики для управления ИТ-услугами". Забавный получился результат 🙂
Сама по себе книга несет следующую простую мысль: выбор метрик, оптимальных для решения тех или иных управленческих задач, это не мимолетное искусство, для разработки системы метрик существует вполне рабочий рациональный подход. Правда сам подход по-моему в книге представлен туманно и запутанно. Но суть не в этом, а в том что дальше автор предлагает читателям ряд примеров (которые, к сожалению, занимает более половины всего объема книги, а посему воспринимается некоторыми читателями как готовый рецепт). Примеры собственно тоже не очень, но некоторые – особенно "не очень". Мой любимый раздел – управление проблемами. Бодрит.
Арсенал "консультанта" сейчас довольно прост:
- Коробочный программный продукт. Там внутри и процессы уже прописаны, надо только с английского перевести. Но мы уже однажды перевели (студенты рулят), поэтому теперь у нас уже есть готовое решение!
- Книжка про метрики. Кладезь. В тех процессах, которые из коробки, тоже метрики есть, но здесь больше. И сразу с целевыми значениями. Готовое решение!
- Умение правильно выговаривать best practice. Best practice – это решение, которое мы уже однажды применили и смогли закрыть проект. Или решение, о котором мы прочитали в книжке и научились пересказывать. Нет нужды говорить – теперь это готовое решение!
Вендоры в той же цепи. Как увеличивать объем продаж? Нужно больше клиентов, больше партнеров чтобы с ними справиться, короче проекты чтобы увеличить количество продаж в единицу времени. Поэтому бренды со всем присущим им авторитетом продвигают готовые решения.
Учитывая, что огромное количество тендеров на предоставление услуг проводится по ценовому признаку, т.е. услуги покупаются как картошка или стулья, наличие готового решения и дешевого трудового ресурса – верный путь к успеху.
Заказчики, правда, потом удивляются: "Как так могло получиться?"
Готовые решения развращают
Спору нет. Раньше, когда авто было дефицитом, советские люди напрягали все свои интерлектуальные силы и изобретательность, конструировали и собирали железных коней.
А сейчас… Пошёл в автосалон, выбрал, сел и поехал… Народ тупеет и перестаёт проявлять смекалку.
Плохо ли это или хорошо?
Что касается готовых решений в обалсти ITSM, то все проблемы возникающине с ним, как мне видится возникают по следующим причинам:
1. Готовое решение не сопровождается чётким и подробным опиcанием процесса, который реализован “по умолчанию”.
2. Готовые решения не содержат подробного описания подготовительных работ и порядка их выполнения. (Например, что перед использованием, нало составить список Сервисов и забить их в систему).
3. Покупатель готовой системы не учитывает, тот факт, что ему придёться поменять свою деятельность под те схемы, которые заложены в системе (и не готво к этому).
4. И вытекающее из 3-го покупатель, при выборе готовой системы, не оценивает подойдёт ли ему та схема, что заложена в системе, сможет ли он изменить таким образом свою деятельность и т.д.
А так хорошая идея, купил, поставил, запустил – быстро и сердито.
Покупаем же мы стиральные машинки, в которых кто-то уже предусмотрел стандартные программы стирки, и ничего стираем…