Много раз обсуждали эту тему с заказчиками – правда ли необходима единая точка контакта по вопросам поддержки пользователей (Service Desk)? А если нет, то при каких условиях от неё можно или даже нужно отказываться?
Могу сказать, что за свою карьеру я несколько раз советовал заказчикам воздержаться от организации такой службы, которая стала бы обязательной первой точкой контакта. Основных причин для такой рекомендации я вижу две:
- нехватка ресурсов для организации SD. Благо потребность в ресурсах в данном случае оценить очень просто (например, используя формулу Эрланга или упрощенные аналоги);
- наличие отдельных узкоспециализированных групп, которые поддерживают своих пользователей, которые пользуются только соответствующими отдельными узкоспециализированными ИТ-решениями. Здесь тема идеологически безупречна, поскольку SPOC для каждой из групп пользователей может быть обеспечен своей группой, а не одной общей группой SD на всех (но для многих заказчиков эта мысль почему-то звучит неожиданно).
Один недавний проект укрепил меня в этих мыслях еще больше, потому что заказчик, приняв эту идею, решил развить её и технически. В частности потребовал автоматической маршрутизации на профильные группы обращений, поступивших по e-mail (по ключевым словам), а также через web-интерфейс (по базовой классификации по ИТ-услугам). Мои опасения, связанные с тем, что пользователи в своих обращениях, подаваемых через электронные каналы коммуникаций, будут весьма неинформативны, не оправдались. В настоящее время через телефон на дежурную группу первой линии поступает только 19% обращений, а из остальных 81%, поступающих через e-mail и web-интерфейс, абсолютное большинство обращений (около 90%) сразу назначаются на профильную группу.
Это, разумеется, не значит, что Service Desk – зло. Это значит, что, как и другие советы по организации управления услугами, этот требует анализа применимости и альтернатив в контексте конкретной организации и задачи. Из общих соображений мне кажется, что служба Service Desk, как единая и обязательная точка контакта по вопросам поддержки пользователей, больше применима для средних компаний. Для маленьких компаний это может требовать избыточного количества ресурсов. Для больших – может не очень стыковаться с разнообразием поддерживаемых групп пользователей и множеством специфичных ИТ-услуг.
“Для больших – может не очень стыковаться с разнообразием поддерживаемых групп пользователей и множеством специфичных ИТ-услуг.”
Для больших предприятий роль стыковщика, одна из ролей Service Desk.