Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Вопрос из зала: доступность и её команда

Алексей Тюрин спрашивает на нашей страничке в Фейсбуке:


Добрый день!

Помогите пожалуйста разобраться в чем разница между reliability и dependability (нет в глоссарии). И то и другое согласно ГОСТУ — надежность — т.е. свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров...

Тем не менее в другом контексте говорится, что depentability — это reliability и availability. В этом случае, если reliability — надежность, то что такое dependability? Безотказность?

Т.е. безотказность это надежность и доступность (способность объекта выполнять согласованную функцию, когда это требуется).

Правильным ли будет такой вывод? Спасибо!


Давайте распутаем эту терминологическую красоту в комментариях.

«VAP: Управление поддержкой ИТ-услуг»
Концентрация знаний и опыта без натаскивания на экзамен

Комментариев: 2

  • Игорь

    В Словаре (см. ред. 2011) availability определяется совокупностью (см. словарь). В совокупности есть и надежность (см. там же), как мера того, как услуга функционирует без перерыва, т.е., понимай, как можно дольше. Очень не конкретно. Надежность для РЭА определяется по коэффициентам отказов (лямбда), надежность рассчитывается для определенного временного периода (часов, дней, месяцев, лет). Расчет готовят от элемента до узлов и системы в целом, т.е. снизу вверх. Для ПО и ИТ услуг нет понятия коэффициента отказов, Более 8 лет мне довелось принимать расчеты по надежности для многих ИУС в ВМФ СССР и РФ. Их делали только для РЭА и никогда для ПО. Не слышал, чтобы появились способы расчета надежности для софта (кто-то может поделиться?). Доступность Услуги и Приложения (бизнес-услуга) мне все-таки представляется некоторым соглашением между бизнесом и ИТ, которое поставщик берет на свою ответственность. Формулу расчета легко применили из области расчета для РЭА. Расчет сразу и наверху, т.е. низ отсутствует. Достижение метрики по доступности осуществляется комплексом мер (Программа обеспечения надежности, иногда качества). Отсылки можно найти в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 (п.5.3.4.1) Процессы ЖЦ программных средств. Мы редко конкретизируем ограничения к понятиям и терминам, а еще проще переносим их с одной среды на другую. Надежную систему можно разработать на ненадежных элементах (компонентах:кластеры, блейды, диски, адаптеры и т.д., блоки питания), получим таким образом катастрофоустойчивое решение, сохраняющее данные и позволяющее восстановить их. Привлечение всех терминов из области надежности для РЭА в область ITSM мне представляется избыточным и не корректным. Допускаю, что поэтому, вероятно, число терминов из этой области в СЛОВАРЕ все-таки сознательно ограничено. Напомню также, что корни ITIL в британском ВМФ, а мы с ними «дружили», лучшие практики интересны были всем, но они у каждого свои. Поэтому лучше следовать принципу «не множить сущности без необходимости» (английский философ У.Оккама XiV в.) и не вносить дополнительные термины, пусть правильные, но строго для других целей. Надеюсь, что смог убедить.

    • Pavel Solopov

      «и не вносить дополнительные термины, пусть правильные, но строго для других целей»

      Во, во, я примерно тоже самое говорил про Функцию, предлагая не наделять этот термин в русском языке ещё одним значением. Но поддержки моя позиция не нашла. 🙂


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • Метрики потока создания ценности
      Свой первый отчёт с данными о работе процесса в ИТ я сделал где-то в самом конце 90-х годов. Я тогда работал в поддержке, мне было важно понять как быстро мы выполняем заявки,
    • Я понял только то, что ничего не понял
      На тему услуг написано довольно много самых разных статей, т.к. оказание услуг – самый распространенный вид человеческой деятельности. Банковские услуги, гостиничные услуги, юридические услуги, логистические услуги; парикмахер, курьер, айтишник – все это деятельность в сфере услуг. Моя работа тоже относится к этой же сфере, поэтому не могу не поделиться своими наблюдениями, или, как говорится, поговорить о наболевшем.
    • DevOps-путешествие American Airlines
      Несколько лет назад компания American Airlines начала путешествие, которое первоначально было направлено на преобразование DevOps в ИТ, но в дальнейшем набирало обороты и переросло в преобразование доставки продуктов, охватывающее весь бизнес.
    • Чтение признаков: Паттерны диаграммы рассеяния (Lead Time Scatterplot)
      Научившись определять общие закономерности в диаграмме рассеяния времени цикла, вы сможете заметить проблемные области до того, как они разрастутся. Сегодня мы покажем вам, как распознать наиболее распространенные модели диаграммы рассеяния и объясним, что они означают для вашего проекта.
    • Проблемные зоны цифровой трансформации
      Управление на основе гибких методологий подразумевает наличие гибкой команды, занимающейся развитием цифрового продукта. Однако, такие команды не возникают сами собой, их
    • Чтение знаков: Паттерны Канбан CFD
      Чтобы улучшить рабочие процессы, сначала нужно понять, как определить проблемные области. Метод Канбан использует визуальные методы для оценки ваших процессов. Диаграмма совокупных потоков Канбан является особенно мощным инструментом. На них фиксируется количество задач в каждом состоянии процесса через регулярные промежутки времени, как правило, ежедневно или еженедельно.
    • Краткое руководство по DevOps для не ИТ-руководителя бизнеса
      Тщательно продумайте, как выглядит успех. В цифровом мире это скорость, гибкость, контроль и оперативность, а не составление планов и следование им. Именно эти новые ИТ-практики принесут вам эти преимущества. Они уже принесли их многим другим предприятиям, которые встали на этот путь и, в некоторых случаях, разрушили отрасли.
    • 8 тенденций развития IT Service Desk в 2022 году
      Корпоративная служба поддержки ИТ в настоящее время находится в «идеальном шторме» для изменений или, точнее, в «идеальном шторме» для необходимости изменений. Случилось так
    • 6 худших вещей, которые продакт-менеджеры говорят инженерам
      Каждый хороший продакт-менеджер — полиглот. Он говорит на нескольких языках. Конечно, вы можете не говорить бегло на французском, итальянском или мандаринском. Но вы
    • На какой курс пойти, чтобы узнать про практику Х?
      Этот вопрос вы, наши слушатели, задаёте довольно часто. К тому же появились новые курсы категории VAP. Так что было бы удобно иметь под рукой справочник. Ну что же, вот оно:
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT