Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Мотивация команды на примере волейбола

Летние отпуска многих сотрудников проходят не только с удовольствием, но и с пользой. Кто-то изучает новые источники знаний, кто-то развлекается архитектурой и разработкой современных ITSM-систем, кто-то кристаллизует бизнес-идеи, а самые ленивые, и я в их числе, занимаются наблюдениями. Поговорим про волейбол.

Волейбол – прекрасная игра. "Во-первых, это красиво" (С). Во-вторых, требует хорошей физподготовки, взамен даёт бодрость духа, отличное настроение и правильную осанку. В-третьих, это командный вид спорта, то есть: общение, большие возможности, да и играть весело.

Пляжный волейбол обладает всеми преимуществами обычного, но не ограничивается ими:

Мотивация в действии

Совсем недавно в тёплых солнечных краях я занимался этим чудесным видом спорта дважды в день на протяжении почти двух недель. Мои заметки, как ни странно, относятся к мотивации команды и отдельных её участников.

Что позволяет совершенно незнакомым до этого людям, объединённым почти случайным образом в одну команду, играть хорошо и добиваться результатов? Ведь опыт, навыки и умения у всех разные. Возьмём, к примеру, турков. Как правило, играют они не очень, зато очень хотят выиграть, особенно если в команде их больше трёх и если на кону – честь страны, как они её понимают. Или немцы – те играют чуть лучше, но довольно безразлично к результату. Более приличные европейцы – шведы, бельгийцы, голландцы – имеют очень хороший уровень, но они одиночки, команда из средненьких игроков им только мешает. Наконец, русские – по не очень понятным для меня причинам мы обычно играем лучше всех остальных, и именно это нас расслабляет и не даёт постоянно выигрывать.

Итак, игроки не очень знакомы. С разным уровнем подготовки в требуемой области. С разным отношением. Разным поведением. Разной культурой. При этом все очень радуются победам и расстраиваются от неудач. Мне стало очень интересно – что положительно влияет на отдельных игроков и их способности сделать свой вклад в общее дело? Что их мотивирует выкладываться больше и играть лучше?

Вот как я могу обобщить свои наблюдения:

  1. Должна быть общая цель. Конечно, можно просто собраться и покидать мяч через сетку – это тоже приятно, да и загар ровнее ложится. Но в тот момент, когда основные игроки в команде "завелись", когда счёт – не просто цифры, а значимый показатель, команда словно переключается. При этом опережение соперника в счёте демотивирует ("чего напрягаться-то? и так ведём"), а отставание – наоборот. Цель может быть довольно амбициозной: "вытянуть" игру со счёта 16:23 (при игре до 25) вполне можно, хотя разрыв и велик, а возможностей ошибиться осталось очень мало. Наивно полагать, что даже такая простая цель – выиграть сет – видна и понятна всем. Вовсе нет! Отсюда и фразы вроде: "Ну всё, парни, собрались!", "Так, эту подачу упустить нельзя" и "Алло, мы сегодня играем или нет?"
  2. Игроков, особенно слабых, нужно постоянно воодушевлять и хвалить за удачи. Давным-давно в школе, где я учился, и где мы тоже играли в волейбол, в нашем классе был один ученик. Находиться с ним в одной команде было невыносимо – он замечал каждый промах, каждую неудачную подачу или приём, и не стеснялся в выражениях своего неудовольствия. В какой команде он бы не играл, она неизбежно проигрывала. Я использую ровно обратную тактику, которая особенно хорошо себя показала с новичками. Да, у них не всё получается, но когда получается – следует обязательно это отметить и похвалить. Человек понимает самое главное: он может, и он помогает команде. В следующий раз у него получится чуть лучше, потому что он старается ещё больше. Даже самые неопытные игроки в течение одной игры могут начать более стабильно подавать, или чаще принимать подачи так, что после них ещё можно вытянуть мяч. Секрет здесь в том, что ни в коем случае нельзя хвалить просто так, обязательно должна быть связь: у игрока что-то получилось -> это отметили. Пусть достижения пока скромные, главное – желание стать лучше, старание.
  3. Обратная сторона предыдущего пункта: нельзя позволять халявить. Такая проблема чаще всего возникает с теми, кто хоть как-то умеет играть. Играем "на победу", мог подать хорошо, но не стал напрягаться? Так у нас не принято. Можешь играть лучше, но не хочешь себя заставлять? Тогда выбирай: либо ты играешь, либо иди посиди. Когда остальные выкладываются на полную, допускать в команде халявщика никак нельзя, это всех тянет вниз. Общий результат будет средненьким.
  4. Следует признавать ошибки. Начиная с одного-двух игроков, эта практика быстро распространяется на остальных. Не помню где я это подсмотрел, но я постоянно так делаю: к примеру, когда мяч по моей вине улетает в аут, поднимаю руку и громко говорю "My fault!". Работает отлично. Во-первых, это упреждает все возможные разборки, отнимающие время и силы. Чего спорить, если виноватый уже нашёлся? Во-вторых, показывает, что ошибаться можно, идеальных игроков не бывает. Казалось бы – мелочь, но как влияет на ход игры!
  5. Нужно настойчиво требовать правильной техники игры. Те, кто играют редко, ошибочно полагают, что самое главное в волейболе – хоть как-то принять мяч и как можно скорее отправить его на сторону соперника. Но ведь это не теннис! Таким способом выиграть сложно, а игра будет не такой красивой и приятной. Да, научить правильно ставить руки при приёме за короткий срок нельзя, но запретить принимать подачи кулаками – можно. Настаивать на розыгрыше "приём – в центр – атака" каждый раз – можно и нужно. Фишка в том, что такие простые правила дают быстрый видимый результат, что тоже мотивирует игроков.

А теперь небольшое упражнение. Забудем на минутку про волейбол. Применимы ли эти советы по мотивации для группы сотрудников абстрактной компании или отдела? Что из этого работает, а что нет? Чего важного в этом списке не хватает?

 

Комментариев: 2

  • Альберт

    Наверное, описанный вариант мотивации больше применим к временным командам выполняющим краткосрочные цели. Для постоянных/профессиональных "волебольных" команд, варианты мотивации могут иметь расширеный список. Пункты со 2 по 5 это все обратная связь. Её варианты могут быть различные (позитивная или корректирующая) в зависимости от ситуации. Важно, чтобы она была постоянной причем в связке с п. 1. Но прежде чем спрашивать с них по п.1 нужно убедиться, что у них есть все необходимое для выполнения цели.  Каких-то конкретных рецептов нет т.к. все люди разные нужно просто стараться их понять.

  • Grigory Kornilov

    Я не всегда хочу выиграть (не выбираю тех, кого точно обыграю), но всегда хочу поиграть в удовольствие. Важно понять в чем удовольствие игры для каждого из игроков.

    Вспомните эпизод со Штирлицом, за что он получил хорошую копию в подарок и меньше избиений?

     


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM