В последние годы я довольно часто сталкиваюсь с вопросами ИТ-аутсорсинга. Тема эта актуальна как для компаний, которые ищут внешние ИТ-услуги для обеспечения своих потребностей, так и для компаний, которые стремятся повысить качество или оптимизировать стоимость внутренних ИТ-услуг за счет вывода в аутсорсинг своих подразделений. Однако в большинстве известных мне случаев вывод всего или части ИТ-подразделения в аутсорсинг позволяет достичь существенно более скромных результатов, чем рассчитывало руководство. А иногда даже ухудшает соотношение качество / стоимость. Почему?
Думаю, в основе лежат три взаимосвязанные причины:
- Дочерним аутсорсерам или совсем не разрешают зарабатывать на оказании услуг материнской компании или закладывают прибыль по схеме cost plus (1-2%). В итоге это приводит не к сокращению затрат, а к их росту, поскольку руководство аутсорсера оказывается замотивированным на снижение эффективности (это позволяет иметь запас по ресурсам себе же в прибыль).
- У дочерних аутсорсеров нет жестких планов по коммерческой деятельности на открытом рынке. Это защищает аутсорсеров от конкурентной борьбы на рынке и негативно сказывается на качестве оказываемых услуг. А если к тому же аутсорсер не зарабатывает, у него нет бюджета на развитие. Поэтому созданные таким образом поставщики услуг оказываются абсолютно инертными (развиваться и не на что, и незачем).
- В аутсорсинг выводят уникальные услуги, связанные с глубоким пониманием бизнеса, создающие ему конкурентные преимущества и не имеющие прямых аналогов на рынке (равно как и рыночного спроса). Опять же получаем защиту от конкуренции плюс возможность манипулируя расчетом цен фиктивно занижать цену базовых услуг за счет удорожания специализированных услуг. В итоге обеспечивается монополия не только по специализированным, но и по базовым услугам.
Управлять такими компаниями как коммерческими поставщиками услуг невозможно. В то же время горизонтальные связи между подразделениями, существовавшие ранее, с переходом на аутсорсинг нарушаются, дополнительно осложняя работу.
Основные индикаторы дееспособности вновь создаваемого аутсорсера на мой взгляд таковы:
- Коммерчески ориентированный руководитель. ИТ-директора лучше сохранить в штате материнской компании и поручить ему функции представителя заказчика, а ведущим техническим специалистам предоставить должности технических руководителей, но не генерального директора.
- Система оплаты труда руководителя, построенная так, чтобы при отсутствии успехов на открытом рынке он получал з/п ниже рынка. И напротив – успешная коммерческая деятельность должна приносить существенный доход.
- Вывод в аутсорсинг услуг, имеющих как альтернативный спрос, так и альтернативное предложение.
- Наличие внятного бизнес-плана, определяющего перспективы коммерческой деятельности аутсорсера на открытом рынке.
- Отсутствие запрета на извлечение прибыли от оказания услуг материнской компании (однако эта прибыль не должна существенно сказываться на доходе первых лиц аутсорсера).
Аутсорсинг – это бизнес. Бизнес – это конкуренция. Это постоянное давление, которое заставляет не просто не стоять на месте, а бежать быстрее соседей. Думаю, если руководство компании не готово рассматривать ситуацию под таким углом, проект по переводу на аутсорсинг лучше даже не начинать – пустая трата сил и времени. И денег 🙂
Всё так, если цель выделения – получение дополнительного дохода. Но это ведь не всегда так. Возможно, оптимизировать решили затраты не всего бизнеса, а конкретного юридического лица. Возможно, экономия ожидается от централизации (при создании ИТ-дочек в холдинговых структурах, где они приходят на смену многочисленным ИТ-департаментам на каждом предприятии). Возможно, даже и не экономия, а перераспределение активов (основные средства часто остаются у предприятий, операционные расходы уходят в дочернюю сервисную компанию)…
То есть не всегда цель – создание экономически эффективной сервисной компании. А значит, не всегда отсутствие этой эффективности свидетельствует о бесполезности выделения.
Вот только работать в такой компании – непростое и неблагодарное дело, особенно для сотрудников, болеющих душой за общий результат: они ведь видят этот результат именно в качественных услугах за правильную цену, а не в оптимизации активов при выходе на IPO…