Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Разбираемся с управлением спросом: задачи

В начале месяца я сообщал, что волею судеб по служебной необходимости всё больше и больше погружаюсь в тему управления спросом. Тогда мы немного обсудили как может выглядеть процесс. Теперь кратко поговорим о его задачах.

Читаем ITIL (книга Service Strategy 2011, раздел 4.4.1):

Задачами управления спросом являются:

  • идентификация и анализ моделей бизнес-деятельности (PBA), далее неразборчиво не важно что написано...
  • определение и анализ профилей потребителей...
  • обеспечение, что услуги разработаны с учётом PBA и способны добиться требуемых бизнес-результатов
  • ...

Хорошая книжка, и автор очень достойно переписал версию 2007 года. Но, видимо, к разделу 4.4 запал прошёл, усталость накопилась, и получается примерно так: "задача плотника — придумать себе стамеску и линейку, а затем ими поработать на благо заказчика". Как-то не очень. А как можно сказать лучше?

Лучше сказать не сложно. Достаточно подсмотреть что на тему управления спросом говорят те, для кого этот процесс является жизненно необходимым — менеджеры цепочек поставок (Supply chain — у них даже своя профессиональная организация есть, The Global Supply Chain Forum). Да, там, как правило, речь про товары, а не услуги, но в данном случае это не принципиально.

Говорят же эти специалисты примерно следующее. Управление спросом — один из восьми ключевых процессов (для справки, остальные процессы: Customer Relationship Management, Customer Service Management, Order Management, Manufacturing Flow Management, Supplier Relationship Management, Product Development and Commercialization, Returns Management). Одному из ключевых процессов важно понимать, продолжают специалисты, что такое хорошее управление спросом. Хорошее управление спросом, поясняют они, это когда компания может быть более проактивной по отношению к предвиденному (желаемому) спросу и более реактивной (реагирующей) к нежелательному спросу. Для этого необходимо решить, а лучше постоянно решать две задачи: уменьшать вариативность и увеличивать гибкость. В этом и весь секрет.

Рассмотрим первое. Уменьшение вариативности позволяет оптимальнее загружать производственные мощности, таким образом — экономить ресурсы, добиваться большей отдачи при тех же затратах. Неравномерность спроса — известная проблема, и есть опробованные способы её если не решения, то как минимум облегчения. Однако прежде чем искать и применять такие способы следует разобраться с природой и характером вариативности. Именно здесь пригодятся такие инструменты как PBA и профили потребителей. Инструменты, а не задачи. Есть мнение, что именно постановка задачи уменьшения вариантивности отличает управление спросом (demand management) от планирования спроса (demand planning).

Теперь второе. Увеличение гибкости позволяет быстрее и лучше реагировать на всплески спроса, но эксперты утверждают, что дополнительная гибкость стоит намного дороже, чем борьба с причинами неравномерности (см.выше). Действительно, гибкость в реакции на спрос можно достичь, например, стандартизацией и унификацией, но тогда пострадает гибкость в предоставляемых ресурсах или услугах. Можно просто закупить намного больше мощностей, чем требуется, тогда с гибкостью будет получше, а с расходами — похуже. И эти расходы будут не разовыми, скорее всего, а значит "груз" лишних ресурсов компания будет тащить за собой годы и годы.

Одно остаётся для меня пока загадкой. Насколько применимы все эти подходы к управлению спросом для внутреннего ИТ-подразделения? Не являются ли эти практики "эксклюзивными" только для внешних ИТ-компаний?

external-link-symbol

ITIL 4 Foundation, MPT, DSV, DPI, CDS, HVIT, DITS
и другие интересные аббревиатуры от участников разработки

Комментариев: 2

  • Денис

    Олег, отличная аналогия с Supply chain!

    По поводу применимости подхода для внутреннего ИТ-подразделения — для меня (как руководителя такого внутреннего ИТ-подразделения) проактивное управление спросом даже более полезно, чем для внешних ИТ-компаний, потому что позволяет работать по актуальной ИТ стратегии и достаточно точно планировать ресурсы, не только на пару проектов, как обычно достаточно для ИТ-компаний, а на весь горизонт планирования (от года до трёх).

    А уж в реактивности к "нежелательному" спросу внутренним ИТ-подразделениям вообще нет равных))) За эту реактивность часто и возникают нарекания у бизнеса что ИТ услуги не вполне позволяют добиться требуемых бизнес-результатов(((

    Кстати гибкость у внутренних ИТ — обычно на высоте, честно). Однако, если не развито проактивное управление спросом, т.е. не уменьшая вариативность (и риски соответственно), возникает второе традиционное нарекание у бизнеса к ИТ — почему это СТОЛЬКО стоит ??

    И тут вот понацея от Олега — отделить зерна от плевел, всего лишь добавить проактивное управление спросом для решения задач уменьшения вариантивности и внутренне ИТ подразделение будет поставлять услуги, которые позволяют добиться лучших бизнес-результатов, ещё и дешевле. А за адекватное планирование ещё и спасибо скажут)

    Рекомендую


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • 3 стратегии, которые помогут вашей команде принять метрику потока
      Вам необходимо эффективно управлять рабочими процессами, чтобы иметь возможность постоянно предоставлять ценность своим клиентам. Именно здесь в игру вступают метрики потока. Метрики потока являются основной движущей силой оптимизации процессов.
    • Новая модель предоставления ИТ-услуг: почему вам нужно ориентироваться на продукт
      Традиционно ИТ-организации делят все предоставляемые ими услуги на три уровня: инфраструктура (инфраструктура как услуга), платформа (платформа как услуга) и приложения
    • Как DevOps-командам следует использовать метрики DORA
      С момента выхода в 2018 году книги «Accelerate: Наука о бережливом программном обеспечении и DevOps», показатели DORA, которые она представила, стали популярным
    • Лучше делать хоть что-то, чем не делать ничего
      На конференциях по всяким Agile и DevOps мы часто слышим слово «unlearn» — забудьте то, что вы знали ранее! Измените свои представления о мире! Всё устроено
    • VI форум «Управление данными — 2021»: наведите порядок в данных!
      23 сентября 2021 года издательство «Открытые системы» в шестой раз проведет в Москве масштабный форум «Управление данными — 2021», объединяющий всех, кто определяет стратегию работы с данными, воплощает ее в жизнь и управляет предприятием на основе объективных достоверных данных. Участники форума обсудят не только инновационные стратегии и бизнес-модели работы с корпоративными данными, но и конкретные архитектурные и технологические решения.
    • Простые уловки, как ускорить процесс разработки программного обеспечения
      С некоторыми вещами люди из бизнеса вынуждены соглашаться, и одна из них заключается в том, что никто не хочет сердить свою команду разработчиков. Часто они являются краеугольным
    • Почему каждая инициатива DevOps должна начинаться с оценки возможностей
      Внедрение практики DevOps идет полным ходом. Организации сосредоточены на том, как внедрить возможности DevOps в командах и как масштабировать DevOps в масштабах предприятия. Но важным аспектом любого пути масштабной трансформации является оценка возможностей команды или организации на этом пути.
    • Что такое процесс и что такое практика в ITIL®4
      Продолжаем публиковать короткие видеоролики, посвященные актуальным вопросам управления ИТ. Сегодня поговорим о том, что такое процесс и что такое практика в ITIL4. Это не переименование процессов в практики, это два отдельных понятия. Рассказывает Игорь Фадеев, ITIL 4 Managing Professional и ITIL 4 Strategic Leader, аккредитованный тренер по ITIL4.
    • Аудит. Что может быть скучнее?!
      На прошедшей неделе участвовал в аудите (в качестве объекта аудита). Большинство людей, проходивших аудит, подозреваю, разделяет это ощущение: «Бюрократия, формальности и т.п.»
    • Как технический долг вредит вашей команде программистов — и вашей безопасности приложений
      Техническая долг может серьезно повлиять на здоровье организации - и на психическое здоровье ваших разработчиков. Более половины из 200+ членов инженерных команд, опрошенных в рамках отчета Stepsize "Состояние технического долга в 2021 году", считают, что технический долг негативно влияет на моральное состояние их команд.
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT