Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

CMDB и задачи сервисной экономики

Много раз и с заказчиками, и с коллегами-консультантами, и в проектах и в рамках обучения обсуждали вопрос: «Пригодны ли объекты и связи CMDB для решения задач сервисной экономики или для этого нужно / правильно строить отдельную БД со своими объектами и связями»?

Я всегда склонялся к тому, что отдельную БД (она может, например, называться AMDB или как-то ещё) для расчёта стоимости услуг или TCO отдельных элементов строить не требуется. Для этого должна быть вполне пригодна CMDB. У меня было два главных аргумента:

  • Первый. Одна из основных задач, на решение которых направлена CMDB, – определение влияния одних элементов на другие, от инженерной инфраструктуры ЦОД и сетей до бизнес-приложений и ИТ-услуг. Поэтому природа связей в CMDB по своей сути уже является экономической – ведь влияние есть производная от использования. Например, если сервер использует СХД для хранения данных, он и зависит от СХД, и потребляет её ресурсы. Значит при расчете TCO приложения, которое установлено на данный сервер, часть стоимости СХД пропорционально выделенной данному серверу ёмкости для хранения данных может быть обоснованно включена в стоимость данного приложения. Логично?
  • Второй. В современных ИТ-инфраструктурах корректный расчет стоимости услуг или TCO приложений не может быть выполнен без учета ресурсов, не являющихся активами в бухгалтерском смысле этого слова, таких как виртуальные машины или логические диски СХД. Учет таких ресурсов вполне естественен для CMDB, но в AMDB или финансовых инструментах такие элементы естественным образом, то есть в результате закупок, не появляются. Значит, и их, и их связи придется учитывать параллельно с CMDB. Зачем?

Разумеется, мне возражали. В основном эти возражения опирались на программно-архитектурные соображения. Например: «Мы используем ПО HP, а там HPSM, в котором содержится CMDB, и HP Asset Manager, в котором содержится AMDB и ведутся экономические расчеты, – разные приложения». Или: «Мы развиваем продукт для управления активами, который не должен предполагать наличие у заказчиков развитых ITSM-решений – он должен быть применим как параллельно с ними, так и без них. А значит, CMDB – отдельно, сервисная экономика – отдельно».

Поговорив таким образом, мы расходились. На стороне моих оппонентов был готовый софт, который они внедряли, на моей стороне – только общетеоретические соображения. Сами понимаете, это была неравная схватка.

Но теперь, когда у нас накопился приличный опыт решения экономических задач в ИТ, я могу с уверенностью утверждать: если только ITSM-инструментарий вас не ограничивает, модель учёта в CMDB может быть прекрасным поставщиком данных для экономических расчетов. Более того, для этого не требуется вводить в CMDB какой-то новый тип специальных «экономических» связей – с некоторыми оговорками для решения задач сервисной экономики подойдут существующие связи влияния. Конечно, вы можете вести отдельную базу для экономических расчётов, если Вам так нравится или это вызвано ограничениями используемого вами ПО. Но это вовсе не является общей рекомендацией, это не следует из ITIL или других источников хороших практик, это не вызвано отсутствием альтернатив. Это не более чем локальное решение в одном конкретном случае.

Готов ответить на ваши вопросы.

Учебные курсы и сертификация
специалистов по ИТ-менеджменту

Комментариев: 5

  • Антон Боганов

    Прям согласен с Дмитрием Евгеньевичем. Привязка к софту как источнику данных, по моему мнению, выглядит странно. Какая разница в какой именно базе хранится информация? CMDB — не обязательно атомарный инстанс, принципы федеративности никто не отменял.

  • Андрей

    Полностью поддерживаю что изложил Дмитрий! Это подтверждается и моим проектным опытом. Если база единая (AMDB), она отлично может обеспечить и задачи CMDB, и задачи СФМ (сервисно-финансовую модель). Но! ПО автоматизации упоминаемых моделей должно позволять представлять и функциональные, и финансово-зависимые связи, в едином программном продукте! Поэтому, программные продукты, которые смогут обеспечить ясное представление обоих ракурсов и CMDB, и СФМ, с математикой, требуемыми расчётами «по нажатию кнопки», да еще и в классном графическом виде — за ними будущее!

  • Андрей другой

    На мой взгляд, абсолютно верное утверждение - «модель учёта в CMDB может быть прекрасным поставщиком данных для экономических расчетов.» Реальный успешный опыт именно так и выглядит - есть источники данных:

    — CMDB для учета CI (их начальная стоимость, амортизация и затраты на ремонт, энергопотребление и т.д.), используемых для производства сервисов с связей между этими CI;

    — системы мониторинга для учета объемов потребления ИТ услуг или отдельных CI в рамках услуги (на пример, количество транзакций при использовании ERP (это реальный пример))

    — система ServiceDesk для учета трудозатрат на каждый сервис — по каждому сервису сколько времени и кто именно (у сотрудников разная стоимость) затратил на инциденты, проблемы и заявки, какие расходники были использованы.

    И уже на основе всех этих данных, как правило в рамках учетной системы( 1С или нечто подобное) на ряду с другой продукцией, строится модель расчета себестоимости услуги.

  • Леонид

    to Андрей другой

    А как вы считаете трудозатраты, просто как время от регистрации до закрытия инцидента, или есть нюансы?

  • Павел Солопов

    "Более того, для этого не требуется вводить в CMDB какой-то новый тип специальных «экономических» связей – с некоторыми оговорками для решения задач сервисной экономики подойдут существующие связи влияния. "

    Не подойдут. Драйвер аллокации, как правило не совпадает с сдрайвером влияния.

    Пример: есть некое приложение, развернуто на двух виртуальных серверах для резервирования, виртуальные сервера размещаются на двух гипервизорах, стоящих каждый на своём физическом сервере. С технологической точки зрения влияние этих двух физических серверов на конечное приложение будет 50% или даже 25%, смотря как риски оцениваем.

    А с точки зрения затрат влияние будет: стоимость сервера/количество виртуальных машин (а может ещё и умножить на коэффициент использования CPU).

    Можно конечно сказать, что мы просто у связи сделаем два атрибута в один будем писать технологическое влияние, а в другой экономическое.

    Но в какой-то момент мы можем заменить один сервер другим, например, заменив устаревшую физическую инфраструктуру на новую. И уже никакого влияния остывшая груда полупроводников на приложение не оказывает, а экономическая связь может оставаться, поскольку полгода использовался старый сервер, и для финального годового расчёта нам важно это знать.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • VI форум «Управление данными — 2021»: наведите порядок в данных!
      23 сентября 2021 года издательство «Открытые системы» в шестой раз проведет в Москве масштабный форум «Управление данными — 2021», объединяющий всех, кто определяет стратегию работы с данными, воплощает ее в жизнь и управляет предприятием на основе объективных достоверных данных. Участники форума обсудят не только инновационные стратегии и бизнес-модели работы с корпоративными данными, но и конкретные архитектурные и технологические решения.
    • Простые уловки, как ускорить процесс разработки программного обеспечения
      С некоторыми вещами люди из бизнеса вынуждены соглашаться, и одна из них заключается в том, что никто не хочет сердить свою команду разработчиков. Часто они являются краеугольным
    • Почему каждая инициатива DevOps должна начинаться с оценки возможностей
      Внедрение практики DevOps идет полным ходом. Организации сосредоточены на том, как внедрить возможности DevOps в командах и как масштабировать DevOps в масштабах предприятия. Но важным аспектом любого пути масштабной трансформации является оценка возможностей команды или организации на этом пути.
    • Что такое процесс и что такое практика в ITIL®4
      Продолжаем публиковать короткие видеоролики, посвященные актуальным вопросам управления ИТ. Сегодня поговорим о том, что такое процесс и что такое практика в ITIL4. Это не переименование процессов в практики, это два отдельных понятия. Рассказывает Игорь Фадеев, ITIL 4 Managing Professional и ITIL 4 Strategic Leader, аккредитованный тренер по ITIL4.
    • Аудит. Что может быть скучнее?!
      На прошедшей неделе участвовал в аудите (в качестве объекта аудита). Большинство людей, проходивших аудит, подозреваю, разделяет это ощущение: «Бюрократия, формальности и т.п.»
    • Как технический долг вредит вашей команде программистов — и вашей безопасности приложений
      Техническая долг может серьезно повлиять на здоровье организации - и на психическое здоровье ваших разработчиков. Более половины из 200+ членов инженерных команд, опрошенных в рамках отчета Stepsize "Состояние технического долга в 2021 году", считают, что технический долг негативно влияет на моральное состояние их команд.
    • Что люди не понимают в управлении потоком создания стоимости
      Нет ничего плохого в самом управлении потоками создания ценности (VSM), но есть много плохого в том, как его рассматривают и обсуждают блогеры, отраслевые маркетологи и другие, которые часто смешивают его с DevOps и Agile. Это не одно и то же.
    • 5 основных тенденций развития искусственного интеллекта и машинного обучения на 2022 год
      Вот несколько основных тенденций, к которым вашему бизнесу стоит начать готовиться. Искусственный интеллект и машинное обучение становятся доминирующей частью технологической
    • 6 тенденций в ИТ, за которыми нужно следить
      Чтобы выжить во время пандемии, организации обратились к ИТ, чтобы помочь справиться с последствиями - как негативными, так и позитивными. В некоторых отраслях, таких как телемедицина и видеоконференции, бизнес резко вырос, и ИТ-отделам таких компаний пришлось в спешке справляться с нагрузкой. В других, например, в сфере путешествий и развлечений, бизнес резко просел. Кроме того, возобновилось стремление к цифровой трансформации.
    • Восход Desktop-as-a-Service: что это такое и зачем вам это нужно?
      Широкое распространение облачных вычислений добавило в наш словарь множество сокращений, наиболее распространенными из которых являются SaaS, PaaS и IaaS. Действительно, наступила эра облачных решений, которые доставляют программное обеспечение, платформу и инфраструктуру потребителям и предприятиям по запросу и с оплатой по мере использования.
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT