Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

CMDB и задачи сервисной экономики

Много раз и с заказчиками, и с коллегами-консультантами, и в проектах и в рамках обучения обсуждали вопрос: «Пригодны ли объекты и связи CMDB для решения задач сервисной экономики или для этого нужно / правильно строить отдельную БД со своими объектами и связями»?

Я всегда склонялся к тому, что отдельную БД (она может, например, называться AMDB или как-то ещё) для расчёта стоимости услуг или TCO отдельных элементов строить не требуется. Для этого должна быть вполне пригодна CMDB. У меня было два главных аргумента:

  • Первый. Одна из основных задач, на решение которых направлена CMDB, – определение влияния одних элементов на другие, от инженерной инфраструктуры ЦОД и сетей до бизнес-приложений и ИТ-услуг. Поэтому природа связей в CMDB по своей сути уже является экономической – ведь влияние есть производная от использования. Например, если сервер использует СХД для хранения данных, он и зависит от СХД, и потребляет её ресурсы. Значит при расчете TCO приложения, которое установлено на данный сервер, часть стоимости СХД пропорционально выделенной данному серверу ёмкости для хранения данных может быть обоснованно включена в стоимость данного приложения. Логично?
  • Второй. В современных ИТ-инфраструктурах корректный расчет стоимости услуг или TCO приложений не может быть выполнен без учета ресурсов, не являющихся активами в бухгалтерском смысле этого слова, таких как виртуальные машины или логические диски СХД. Учет таких ресурсов вполне естественен для CMDB, но в AMDB или финансовых инструментах такие элементы естественным образом, то есть в результате закупок, не появляются. Значит, и их, и их связи придется учитывать параллельно с CMDB. Зачем?

Разумеется, мне возражали. В основном эти возражения опирались на программно-архитектурные соображения. Например: «Мы используем ПО HP, а там HPSM, в котором содержится CMDB, и HP Asset Manager, в котором содержится AMDB и ведутся экономические расчеты, – разные приложения». Или: «Мы развиваем продукт для управления активами, который не должен предполагать наличие у заказчиков развитых ITSM-решений – он должен быть применим как параллельно с ними, так и без них. А значит, CMDB – отдельно, сервисная экономика – отдельно».

Поговорив таким образом, мы расходились. На стороне моих оппонентов был готовый софт, который они внедряли, на моей стороне – только общетеоретические соображения. Сами понимаете, это была неравная схватка.

Но теперь, когда у нас накопился приличный опыт решения экономических задач в ИТ, я могу с уверенностью утверждать: если только ITSM-инструментарий вас не ограничивает, модель учёта в CMDB может быть прекрасным поставщиком данных для экономических расчетов. Более того, для этого не требуется вводить в CMDB какой-то новый тип специальных «экономических» связей – с некоторыми оговорками для решения задач сервисной экономики подойдут существующие связи влияния. Конечно, вы можете вести отдельную базу для экономических расчётов, если Вам так нравится или это вызвано ограничениями используемого вами ПО. Но это вовсе не является общей рекомендацией, это не следует из ITIL или других источников хороших практик, это не вызвано отсутствием альтернатив. Это не более чем локальное решение в одном конкретном случае.

Готов ответить на ваши вопросы.

«VAP: Управление изменениями и конфигурациями в ИТ»
Концентрация знаний и опыта без натаскивания на экзамен

Комментариев: 5

  • Антон Боганов

    Прям согласен с Дмитрием Евгеньевичем. Привязка к софту как источнику данных, по моему мнению, выглядит странно. Какая разница в какой именно базе хранится информация? CMDB — не обязательно атомарный инстанс, принципы федеративности никто не отменял.

  • Андрей

    Полностью поддерживаю что изложил Дмитрий! Это подтверждается и моим проектным опытом. Если база единая (AMDB), она отлично может обеспечить и задачи CMDB, и задачи СФМ (сервисно-финансовую модель). Но! ПО автоматизации упоминаемых моделей должно позволять представлять и функциональные, и финансово-зависимые связи, в едином программном продукте! Поэтому, программные продукты, которые смогут обеспечить ясное представление обоих ракурсов и CMDB, и СФМ, с математикой, требуемыми расчётами «по нажатию кнопки», да еще и в классном графическом виде — за ними будущее!

  • Андрей другой

    На мой взгляд, абсолютно верное утверждение - «модель учёта в CMDB может быть прекрасным поставщиком данных для экономических расчетов.» Реальный успешный опыт именно так и выглядит - есть источники данных:

    — CMDB для учета CI (их начальная стоимость, амортизация и затраты на ремонт, энергопотребление и т.д.), используемых для производства сервисов с связей между этими CI;

    — системы мониторинга для учета объемов потребления ИТ услуг или отдельных CI в рамках услуги (на пример, количество транзакций при использовании ERP (это реальный пример))

    — система ServiceDesk для учета трудозатрат на каждый сервис — по каждому сервису сколько времени и кто именно (у сотрудников разная стоимость) затратил на инциденты, проблемы и заявки, какие расходники были использованы.

    И уже на основе всех этих данных, как правило в рамках учетной системы( 1С или нечто подобное) на ряду с другой продукцией, строится модель расчета себестоимости услуги.

  • Леонид

    to Андрей другой

    А как вы считаете трудозатраты, просто как время от регистрации до закрытия инцидента, или есть нюансы?

  • Павел Солопов

    "Более того, для этого не требуется вводить в CMDB какой-то новый тип специальных «экономических» связей – с некоторыми оговорками для решения задач сервисной экономики подойдут существующие связи влияния. "

    Не подойдут. Драйвер аллокации, как правило не совпадает с сдрайвером влияния.

    Пример: есть некое приложение, развернуто на двух виртуальных серверах для резервирования, виртуальные сервера размещаются на двух гипервизорах, стоящих каждый на своём физическом сервере. С технологической точки зрения влияние этих двух физических серверов на конечное приложение будет 50% или даже 25%, смотря как риски оцениваем.

    А с точки зрения затрат влияние будет: стоимость сервера/количество виртуальных машин (а может ещё и умножить на коэффициент использования CPU).

    Можно конечно сказать, что мы просто у связи сделаем два атрибута в один будем писать технологическое влияние, а в другой экономическое.

    Но в какой-то момент мы можем заменить один сервер другим, например, заменив устаревшую физическую инфраструктуру на новую. И уже никакого влияния остывшая груда полупроводников на приложение не оказывает, а экономическая связь может оставаться, поскольку полгода использовался старый сервер, и для финального годового расчёта нам важно это знать.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • Внедрение ИИ для вашей службы поддержкиВнедрение ИИ для вашей службы поддержки
      Но что на самом деле означает внедрение ИИ для возможностей ITSM вашей организации, особенно для службы технической поддержки?
    • Бесплатная конференция IT-Entrance для тех, кто хочет стать айтишниками
        28 мая в Минске пройдет бесплатная 11-я международная конференция IT-Entrance. Это мероприятие для тех, кто хочет попасть в IT, для начинающих IT-специалистов уровня junior с
    • ITIL 4 Specialist: High-velocity IT. Что внутри?
      В дополнение к уже опубликованным обзорам курсов по направлению Managing Professional (MP) сертификационной линейки ITIL4, сегодня мы рассмотрим еще один модуль – ITIL 4 Specialist: High-velocity IT (HVIT).
    • Весення уборка в бэклоге продукта: порядок за четыре шага!
      Каждая команда, которая ведёт разработку ПО в соответствии с практиками Agile, имеет бэклог продукта или по крайней мере думает, что он у неё есть. Кажется, что это очень простой инструмент, но на практике я регулярно сталкиваюсь с неумением им пользоваться для планирования работы разработчиков. Давайте попробуем разобраться, для чего нужен бэклог продукта и как извлечь из него максимум пользы. 
    • Warranty и Utility в ITIL4
      У услуг, которыми мы управляем в рамках Service есть две основные характеристики: гарантия — Warranty и Utility — полезность. Эти характеристики нужны нам, чтобы определить, будет ли услуга способствовать достижению результатов, которые нужны пользователю, а как следствие — создавать для них ценность.
    • Шесть практик для лучшего взаимодействия бизнеса и ИТ
      Хотели бы вы, чтобы руководители предприятий и ИТ могли лучше работать вместе, совместно работать над проектами и в полной мере обмениваться информацией? Если вы похожи на большинство ИТ-руководителей, ответ — да. Преимущества эффективного сотрудничества между бизнесом и ИТ включают в себя специальные проекты, которые лучше соответствуют бизнес-целям, улучшенное управление изменениями и более активное участие в новых инициативах.
    • Используйте технологии для повышения эффективности рабочего процесса вашей ИТ-команды
      Эффективное рабочее место создает, так сказать, хорошо смазанную машину, повышая итоговую прибыль и, как следствие, успех вашего бизнеса. Дополнительное время на работе не всегда означает большее достижение. Важно то, что вы делаете с тем временем, которое у вас есть, а это все об эффективности рабочего процесса.
    • Хранение данных и «внутренний хомяк»
      Хранение информации, которая больше не пригодится, сопряжено со огромным количеством рисков. Иллюстрация этому — череда сливов персональных данных пользователей крупных сервисов, которую мы могли наблюдать с января по март. Кажется, что предприятиям нужны правила, когда и как избавляться от данных.
    • Action BiasAction Bias — известная ловушка, в которую мы всё равно постоянно попадаем
      Action Bias: склонность к реагированию и действию, даже если это не приведёт к положительным результатам. «Делать хоть что-то» создаёт иллюзию загрузки ресурсов полезной работой.
    • бэклог27 антипаттернов бэклога продукта
      Эта статья показывает 27 распространённых антипаттернов продуктового бэклога, включая процесс уточнения бэклога продукта, ограничивающих успех вашей Скрам-команды.
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT