Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

CMDB и задачи сервисной экономики

Много раз и с заказчиками, и с коллегами-консультантами, и в проектах и в рамках обучения обсуждали вопрос: «Пригодны ли объекты и связи CMDB для решения задач сервисной экономики или для этого нужно / правильно строить отдельную БД со своими объектами и связями»?

Я всегда склонялся к тому, что отдельную БД (она может, например, называться AMDB или как-то ещё) для расчёта стоимости услуг или TCO отдельных элементов строить не требуется. Для этого должна быть вполне пригодна CMDB. У меня было два главных аргумента:

  • Первый. Одна из основных задач, на решение которых направлена CMDB, – определение влияния одних элементов на другие, от инженерной инфраструктуры ЦОД и сетей до бизнес-приложений и ИТ-услуг. Поэтому природа связей в CMDB по своей сути уже является экономической – ведь влияние есть производная от использования. Например, если сервер использует СХД для хранения данных, он и зависит от СХД, и потребляет её ресурсы. Значит при расчете TCO приложения, которое установлено на данный сервер, часть стоимости СХД пропорционально выделенной данному серверу ёмкости для хранения данных может быть обоснованно включена в стоимость данного приложения. Логично?
  • Второй. В современных ИТ-инфраструктурах корректный расчет стоимости услуг или TCO приложений не может быть выполнен без учета ресурсов, не являющихся активами в бухгалтерском смысле этого слова, таких как виртуальные машины или логические диски СХД. Учет таких ресурсов вполне естественен для CMDB, но в AMDB или финансовых инструментах такие элементы естественным образом, то есть в результате закупок, не появляются. Значит, и их, и их связи придется учитывать параллельно с CMDB. Зачем?

Разумеется, мне возражали. В основном эти возражения опирались на программно-архитектурные соображения. Например: «Мы используем ПО HP, а там HPSM, в котором содержится CMDB, и HP Asset Manager, в котором содержится AMDB и ведутся экономические расчеты, – разные приложения». Или: «Мы развиваем продукт для управления активами, который не должен предполагать наличие у заказчиков развитых ITSM-решений – он должен быть применим как параллельно с ними, так и без них. А значит, CMDB – отдельно, сервисная экономика – отдельно».

Поговорив таким образом, мы расходились. На стороне моих оппонентов был готовый софт, который они внедряли, на моей стороне – только общетеоретические соображения. Сами понимаете, это была неравная схватка.

Но теперь, когда у нас накопился приличный опыт решения экономических задач в ИТ, я могу с уверенностью утверждать: если только ITSM-инструментарий вас не ограничивает, модель учёта в CMDB может быть прекрасным поставщиком данных для экономических расчетов. Более того, для этого не требуется вводить в CMDB какой-то новый тип специальных «экономических» связей – с некоторыми оговорками для решения задач сервисной экономики подойдут существующие связи влияния. Конечно, вы можете вести отдельную базу для экономических расчётов, если Вам так нравится или это вызвано ограничениями используемого вами ПО. Но это вовсе не является общей рекомендацией, это не следует из ITIL или других источников хороших практик, это не вызвано отсутствием альтернатив. Это не более чем локальное решение в одном конкретном случае.

Готов ответить на ваши вопросы.

«VAP: Управление изменениями и конфигурациями в ИТ»
Концентрация знаний и опыта без натаскивания на экзамен

Комментариев: 5

  • Антон Боганов

    Прям согласен с Дмитрием Евгеньевичем. Привязка к софту как источнику данных, по моему мнению, выглядит странно. Какая разница в какой именно базе хранится информация? CMDB — не обязательно атомарный инстанс, принципы федеративности никто не отменял.

  • Андрей

    Полностью поддерживаю что изложил Дмитрий! Это подтверждается и моим проектным опытом. Если база единая (AMDB), она отлично может обеспечить и задачи CMDB, и задачи СФМ (сервисно-финансовую модель). Но! ПО автоматизации упоминаемых моделей должно позволять представлять и функциональные, и финансово-зависимые связи, в едином программном продукте! Поэтому, программные продукты, которые смогут обеспечить ясное представление обоих ракурсов и CMDB, и СФМ, с математикой, требуемыми расчётами «по нажатию кнопки», да еще и в классном графическом виде — за ними будущее!

  • Андрей другой

    На мой взгляд, абсолютно верное утверждение - «модель учёта в CMDB может быть прекрасным поставщиком данных для экономических расчетов.» Реальный успешный опыт именно так и выглядит - есть источники данных:

    — CMDB для учета CI (их начальная стоимость, амортизация и затраты на ремонт, энергопотребление и т.д.), используемых для производства сервисов с связей между этими CI;

    — системы мониторинга для учета объемов потребления ИТ услуг или отдельных CI в рамках услуги (на пример, количество транзакций при использовании ERP (это реальный пример))

    — система ServiceDesk для учета трудозатрат на каждый сервис — по каждому сервису сколько времени и кто именно (у сотрудников разная стоимость) затратил на инциденты, проблемы и заявки, какие расходники были использованы.

    И уже на основе всех этих данных, как правило в рамках учетной системы( 1С или нечто подобное) на ряду с другой продукцией, строится модель расчета себестоимости услуги.

  • Леонид

    to Андрей другой

    А как вы считаете трудозатраты, просто как время от регистрации до закрытия инцидента, или есть нюансы?

  • Павел Солопов

    "Более того, для этого не требуется вводить в CMDB какой-то новый тип специальных «экономических» связей – с некоторыми оговорками для решения задач сервисной экономики подойдут существующие связи влияния. "

    Не подойдут. Драйвер аллокации, как правило не совпадает с сдрайвером влияния.

    Пример: есть некое приложение, развернуто на двух виртуальных серверах для резервирования, виртуальные сервера размещаются на двух гипервизорах, стоящих каждый на своём физическом сервере. С технологической точки зрения влияние этих двух физических серверов на конечное приложение будет 50% или даже 25%, смотря как риски оцениваем.

    А с точки зрения затрат влияние будет: стоимость сервера/количество виртуальных машин (а может ещё и умножить на коэффициент использования CPU).

    Можно конечно сказать, что мы просто у связи сделаем два атрибута в один будем писать технологическое влияние, а в другой экономическое.

    Но в какой-то момент мы можем заменить один сервер другим, например, заменив устаревшую физическую инфраструктуру на новую. И уже никакого влияния остывшая груда полупроводников на приложение не оказывает, а экономическая связь может оставаться, поскольку полгода использовался старый сервер, и для финального годового расчёта нам важно это знать.


Добавить комментарий для АндрейОтменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • Метрики потока создания ценности
      Свой первый отчёт с данными о работе процесса в ИТ я сделал где-то в самом конце 90-х годов. Я тогда работал в поддержке, мне было важно понять как быстро мы выполняем заявки,
    • Я понял только то, что ничего не понял
      На тему услуг написано довольно много самых разных статей, т.к. оказание услуг – самый распространенный вид человеческой деятельности. Банковские услуги, гостиничные услуги, юридические услуги, логистические услуги; парикмахер, курьер, айтишник – все это деятельность в сфере услуг. Моя работа тоже относится к этой же сфере, поэтому не могу не поделиться своими наблюдениями, или, как говорится, поговорить о наболевшем.
    • DevOps-путешествие American Airlines
      Несколько лет назад компания American Airlines начала путешествие, которое первоначально было направлено на преобразование DevOps в ИТ, но в дальнейшем набирало обороты и переросло в преобразование доставки продуктов, охватывающее весь бизнес.
    • Чтение признаков: Паттерны диаграммы рассеяния (Lead Time Scatterplot)
      Научившись определять общие закономерности в диаграмме рассеяния времени цикла, вы сможете заметить проблемные области до того, как они разрастутся. Сегодня мы покажем вам, как распознать наиболее распространенные модели диаграммы рассеяния и объясним, что они означают для вашего проекта.
    • Проблемные зоны цифровой трансформации
      Управление на основе гибких методологий подразумевает наличие гибкой команды, занимающейся развитием цифрового продукта. Однако, такие команды не возникают сами собой, их
    • Чтение знаков: Паттерны Канбан CFD
      Чтобы улучшить рабочие процессы, сначала нужно понять, как определить проблемные области. Метод Канбан использует визуальные методы для оценки ваших процессов. Диаграмма совокупных потоков Канбан является особенно мощным инструментом. На них фиксируется количество задач в каждом состоянии процесса через регулярные промежутки времени, как правило, ежедневно или еженедельно.
    • Краткое руководство по DevOps для не ИТ-руководителя бизнеса
      Тщательно продумайте, как выглядит успех. В цифровом мире это скорость, гибкость, контроль и оперативность, а не составление планов и следование им. Именно эти новые ИТ-практики принесут вам эти преимущества. Они уже принесли их многим другим предприятиям, которые встали на этот путь и, в некоторых случаях, разрушили отрасли.
    • 8 тенденций развития IT Service Desk в 2022 году
      Корпоративная служба поддержки ИТ в настоящее время находится в «идеальном шторме» для изменений или, точнее, в «идеальном шторме» для необходимости изменений. Случилось так
    • 6 худших вещей, которые продакт-менеджеры говорят инженерам
      Каждый хороший продакт-менеджер — полиглот. Он говорит на нескольких языках. Конечно, вы можете не говорить бегло на французском, итальянском или мандаринском. Но вы
    • На какой курс пойти, чтобы узнать про практику Х?
      Этот вопрос вы, наши слушатели, задаёте довольно часто. К тому же появились новые курсы категории VAP. Так что было бы удобно иметь под рукой справочник. Ну что же, вот оно:
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT