Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Пропасть незнания

The-Godfather-Negotiation-TacticsРабота консультанта в проекте по внедрению и автоматизации бизнес-процессов всегда играет яркими красками. Совсем недавно я писал о том, как мне пришлось выступать в роли тренера, и вот снова наступил момент, когда приходится выходить за рамки привычной деятельности.

Очень часто в проектных командах интеграторов присутствует два тесно взаимодействующих лагеря: проектировщики/архитекторы и разработчики. Первые разрабатывают архитектуру и принципиальную схему решения, документируют процессы, логику, интерфейсы. Вторые участвуют в проектировании и впоследствии занимаются непосредственной разработкой, настройкой средств автоматизации. В настоящем проекте я выступаю не только в роли аналитика и проектировщика, но и в роли технического эксперта и разработчика. Так исторически сложилось, что хоть я и не обладаю той полнотой экспертизы, которой владеют наши выделенные технические эксперты и разработчики, но тем не менее имею возможность выполнять значимый объем задач разработки, поэтому и работаю в проекте "за того парня". 

Такое переключение ролей, как это часто бывает, позволяет выйти за рамки комфорта и записать собственные наблюдения на этот счет. Современные информационные технологии уже длительное время движутся в сторону специализации экспертизы. Это неуклонное движение каждый раз пугает людей шириной и глубиной "пропастью незнания" в тот момент, когда они сталкиваются не со своей профильной предметной областью. Более того, самостоятельные попытки "разобраться в теме" с наскоку, без серьезного инвестирования времени и усилий в практически любой выбранной специализации в настоящее время обречены на провал. Без определенного бэкграунда задача будет попросту неразрешимой, что прекрасно иллюстрируется известным ещё со студенческой жизни анекдотом:

Это винтик, это отвертка, винтик можно крутить отверткой. Это всякие железяки, их можно соединять винтиками, закрутив отверткой. Еще бывают гайки и шестеренки.

Задание: Постройте синхрофазотрон.

Попробуем описать тот объем знаний, который является необходимым минимумом для реализации "сферического в вакууме" проекта по автоматизации бизнес-процессов. Выделим основные домены, компоненты решения и те знания, которые потребуются для их воплощения

  1. Проектирование процессов и архитектура решения
  • Процессы
  • Стандарты и фреймворки: MOF, ITIL, COBIT, IT4IT, …
  • Нотации проектирования процессов: BPMN, IDEF, eEPC
  • Навыки проектирования процессов
  • Знания и навыки разработки презентационных и информационных материалов и документов 
  • Архитектура приложения
  • Знание современных подходов к архитектуре приложений: монолитная или микросервисная архитектура, ….
  • Знание методик построения архитекутуры приложения и стандарты моделирования: SOMF, 4+1, …
  • Знание свойств и характеристик компонентов приложения
  • Знание средств и сред разработки, артефактов 
  • Знание требований к технической документации, её контенту и оформлению 
  • Навыки технического писателя
  • Навыки проектирования приложений, разработки компонентов
  • Архитектура проекта
  • Знания и практики управления проектами: PMI, PRINCE2, …
  • Знание и понимание действующих ограничений: законодательных, организационных, временных, финансовых, логистических, ресурсных, в части информаыионной безопасности
  • Навыки планирования работ и ресурсов
  • Навыки по организации и контролю работ
  1. Решение
  • Разработка
  • Подходы к разработке: Agile, Scrum, Waterwall, Test driven, … 
  • Средства разработки, языки
  • Языки, их семантика, назначение
  • Среда разработки, платформа: Visual Studio, 1C, Git, …
  • Специфические компоненты
  • бизнес-логики:
  • знание алгоритмов и современных практик програмирования: ООП, паттерны и фабрики, …
  • знание библиотек готовых решений и компонент: JQuery, очереди сообщений, шины, клиенты и коннекторы, …
  • умение писать стабильно качественный код
  • работы с массивами и базами данных
  • знание архитекутуры и организации СУБД: SQL, no-SQL, нереляционные БД
  • умение работы с СУБД
  • интеграций с внешними сервисами
  • способы интеграций систем и сервисов: шины данных, веб-сервисы, файлообмен, TCP/UDP
  • знание работы сторонних сервисов: Active directory, e-mail, Office&Sharepoint
  • интерфейсов
  • знания о типах и способах организации интерфейсов: толстый и тонкий клиенты, мобильный и веб-интерфейс
  • знания и навыки проектирования UI/UX
  • навыки дизайна интерфейсов
  • Инфраструктура, знания об администрировании 
  • Кластер/Сервер приложения
  • Кластер/Сервер СУБД
  • Кластер/Сервер web интерфейсов и сервисов
  • Виртуализация и балансировщики нагрузки
  • Сетевой топологии 
  • Телефонии
  • Управление качеством
  • Знания о способах организации тестирования и контроля качества
  • Знания об инструментарии тестирования и управлении средами тестирования
  • Навыки организации автоматизированного тестирования 
  1. Внедрение
  • Персонал, организация и проведение обучения:
  • Навыки разработки обучающих, презентационных, аттестационных материалов
  • Знания и навыки работы с аудиторией
  • Поддержка
  • Знания об способах организации поддержки пользователей
  • Знания об организации центров компетенций и передачи знаний
  • Навык организация очной и удаленной поддержки пользователей

 

Если взглянуть на этот, далеко не исчерпывающий, список, каждый пункт из которого – это свой собственный небольшой мир, то становится очевидными как минимум два утверждения:

  1. Для того, чтобы успешно работать даже только в одной из указанных областей, нужно знать достаточно много, в плане ширины информационного охвата. В противном случае, работа специалиста  будет неэффективной, т.к. на границах известной ему экспертной области будут происходить потери из-за отсутствия понимания контекста и картины происходящего в целом.
  2. Необходимо выделить для себя те смежные области, в которых необходимо поддерживать себя в форме, и обладать в которых, пусть не экспертным, но хотя бы средним уровнем компетенции. В остальных областях достаточно поддерживать обязательное знание основ, чтобы иметь возможность найти и заполнить недостающие пробелы при необходимости.

На текущий момент мне импонирует подход, применяемый к специалистам информационной безопасности, желающим сдать экзамен на CISSP или CISA. Эти экзамены, кроме профильных вопросов, включают в себя широкий спектр вопросов по организации ИТ-подразделения и ИТ-инфраструктуре так, чтобы быть уверенным в наличии у экзаменующегося хорошего базового уровня в этих областях. Это знание позволяет аудиторам или консультантам корректно работать с рисками, как со своим основным объектом профессионального интереса, в части их выявления, идентификации и оценки.

Если кто-либо поделится своими наблюдениями и способами борьбы со своим незнанием, то будет очень интересно узнать вашу точку зрения. Что вы решили на этот счет для себя?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM