Очень многие из нас оказываются в ситуации, когда исполнение работ различного рода несет за собой конфликт интересов, вызванный природой этих работ.
Такие ситуации легко иллюстрируются разнообразнейшими жизненными примерами:
- Ответственность менеджера инцидентов и менеджера проблем, при возникновении сбоев;
- Исполнитель работ и Проверяющий;
- Инициатор проблемы (в ITSM смысле) и эксперт, ответственный за её координацию, обработку и устранение;
- Постановщик задачи и разработчик, разработчик и тестировщик;
- Менеджер по доступности и менеджер непрерывности.
Тема является весьма чувствительной, особенно для тех, кто в силу необходимости, исполняет обе конфликтные роли.
Хотел бы поделиться с вами теми подходами, которыми я руководствуюсь в своих проектных активностях при возникновении подобных ситуаций. Эти же принципы можно использовать и при исполнении обязанностей процессных ролей.
-
Исполнение обязанностей с пересекающимися интересами определенно не является нормальным событием. Из этого сразу следует два постулата:
- Факт участия такого конфликта должен быть известен не только вам, но и всем заинтересованным сторонам: коллегам и партнерам. Так, чтобы этот риск был надлежащим образом оценен и обработан.
- Такой конфликт должен иметь строго ограниченную продолжительность, ясную дату окончания. Точка. Если при организации процессов такой конфликт присутствует на долговременной основе, то такие процессы работать не будут, т.к. люди которые должны их исполнять себе не враги.
- Если вы разрабатывате продукт или сервис, то всегда ориентируйтесь на границы заданные его заказчиком: сроки, параметры потребления, потребности пользователей. Это ваша конечная цель и определение результата, к которому мы будем стремиться.
- Четко определяйте границы ответственности деятельностей и разделяйте свою работу в рамках этих границ, чтобы вы всегда могли обозначить внутри них задачи на ближайший час, день, неделю. Вы должны однозначно понимать был ли требуемый результат достигнут. То есть, буквально "сегодня я занимаюсь разработкой и только ей, делаю подзадачи А,Б,В, а обсуждать доработки и уточнения к ТЗ мы будем завтра". Такое разделение труда позволяет временно выбрасывать из головы переживания связанные с конфликтующей деятельностью и выполнять локальную работу с наибольшей самоотдачей. Без отвлечений, с минимальными потерями времени.
- Перфекционизм вам не друг. Вам не удастся сделать одну часть работ наилучшим образом без вреда для другой части по причине всегда существующих ограничений, в основном временных. Для каждой активности определите "MVP" (minimum viable product, намеренно употребляю в кавычках). Эта точка/значение/уровень будет говорить вам о границах "торгов": как бы ни были разделены ваши ресурсы и время, качество и результаты работ по выбранному направлению должны быть не меньше определенных заранее.
- Т.к. у вас есть необходимось периодически глубоко заныривать в различные деятельности, то на периодической основе выделяйте время на то, чтобы выныривать и смотреть на ситуацию сверху. Получается ли наш продукт или сервис таким, каким его ожидает увидеть заказчик? Корректно ли мы распределили собственные ресурсы и достгаем ли мы целей? Можем ли мы улучшить качество продукта через повышения наших требований к результатам.
- Будьте готовы к стрессу. Не жалейте себя, но и берегите организм. Вы профессионал и вы достигнете своего результата. Знание того, что этот конфликт или наше участие в нем завершится (напомню, что мы должны ясно понимать когда это произойдет, см. п.1.), позволит нам пережить эту ситуацию с меньшим вредом для здоровья и для дела.
Желаю вам успехов в вашем труде.
Если вы используете другие способы самоорганизации при выполнении конфликтующих действий – поделитесь личным опытом в комментариях, спасибо.
Андрей, разверни, пожалуйста, вот этот концентрат:
Расскажи, пожалуйста, о личном опыте "оберегания".