Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Стоит ли учиться старому ITIL?

Многие уже в слышали, что ITIL скоро будет переписан. Он останется таким же полезным, только станет совершенно другим. Его содержание серьёзно обновится, но название сохранится тем же. Он будет всё ещё про управление ИТ-услугами, но также, похоже, про гибкость, трансформацию и прочий DevOps. Писать тексты будут приглашённые эксперты, имена которых только предстоит узнать, но мы им уже верим. Положительно, граждане, разобраться во всём этом сложновато.

На учебном курсе “Экономика и финансы ИТ” (входящим в ITIL SOA) в начале декабря возникло обсуждение – есть ли смысл учиться ITIL, если он вскоре изменится? Официальная точка зрения очевидна – конечно, да! Однако кто ж будет верить официальной точке зрения…

Давайте разберёмся.

В общем случае люди приходят в учебные центры по трём причинам:

  1. чтобы узнать что-то новое и полезное
  2. чтобы подготовиться к экзамену
  3. чтобы узнать новое и заодно подготовиться к экзамену

Не скажу за все образовательные компании, но к нам условная “категория 2” почти не заходит. Для того, чтобы “прокачаться” до уровня “могу ответить на вопросы теста про книжку” можно выбрать и более простые способы, да и подешевле. Поэтому рассмотрим группы 1 и 3.

Те, кто приходят узнать что-то полезное и не собираются в ближайшей перспективе сдавать экзамен, на мой взгляд, ждать новой версии ITIL не должны. На то есть следующие причины. Во-первых, уже сейчас известно, что существенная часть текста текущей версии переедет в новую. Не потому, что кому-то хочется сэкономить на авторах, а потому что мир не так сильно изменился, чтобы ранее известные лучшие практики перестали быть таковыми. Разумеется, какое-то переосмысление и дополнение будет, но инциденты останутся инцидентами, изменениями придётся управлять через CAB, соглашение об уровне сервиса всё ещё будет фиксировать договорённости между поставщиком и потребителем, и так далее.

Во-вторых, новый ITIL появится скоро, но это не точно. Официально объявлено, что первая книжка выйдет в конце 2018 года. Будем помнить, что это лишь планы, и не все планы выполняются в срок, особенно для работ, в которые вовлечены сотни (без преувеличения) участников из десятков (наверняка ведь) стран. Переписывание ITIL – большая задача, и мы все будем очень рады, если объявленные сроки будут соблюдены. Даже если так – первая книга будет вводной, базовой. Всё интересное последует дальше, в 2019 году. Если управленческие задачи нужно решать сейчас, то нет смысла ждать ещё полтора-два года.

Теперь подумаем о тех, кому и знания нужны, и сертификат пригодится. По нашей статистике, таковых в Российской Федерации встречается порядка 10-15% от всех слушателей. Будем исходить из известного на данный момент:

  1. Новая линейка экзаменов будет совершенно непохожа на существующую: экзаменов станет меньше, они будут основаны на других книгах, даже названия экзаменов изменятся.
  2. Новый контент по ITIL будет выдаваться порционно: время от времени что-то большое, вроде книг, а также постоянно – что-то поменьше, вроде онлайн-публикаций. Возможно, новые экзамены будут отражать ту же идею, то есть поменяется сама суть сертификации по ITIL.
  3. У новой версии ITIL не будет номера версии. Это останется тот же ITIL.
  4. “Переходных” экзаменов с версии на версию не будет.
  5. На сегодняшней день в России порядка 200 сертифицированных ITIL Expert’ов (если верить статистике itSMF Russia).

Попробую поставить себя на место желающего сертифицироваться и представлю, что бы я делал.

Если бы у меня не было ни одного сертификата по ITIL, но очень хочется хоть что-то, то на ITIL Foundation я бы сдавал, не раздумывая. Экзамен несложный, небольшой статус даёт, к движению дальше не обязывает.

Если бы у меня был сдан ITIL Foundation и какой-нибудь экзамен из ITIL Intermediate, я бы постарался трезво оценить свои возможности дойти до ITIL Expert за год-полтора. Если затея представляется реалистичной, надо идти, потому что через год-другой получить статус ITIL Expert будет уже невозможно в принципе, и быть одним из двухсот-трёхсот, как минимум, приятно. Если дорога до высшего статуса выглядит мучительной – не стоит напрягаться. Путь и правда не близок, нужно верить в свои силы (даже при сдаче PPO и MALC).

Если бы я имел ITIL Foundation и пару-тройку ITIL Intermediate, то, разумеется, я бы “дожимал” до ITIL Expert. Потраченные ранее время и деньги нужно конвертировать в бумажку на стене и строчку в профиле LinkedIn (сайт, запрещённый в России).

Таким образом, если хочется знаний, то, на мой взгляд, перспектива увидеть через год новые книжки не может и не должна останавливать от стремления получить знания сейчас. Если же хочется подтверждённого статуса, то всё зависит от начальной точки и целеустремлённости.

«Proven Practices Expert»
Российская сертификация специалистов по ITIL/ITSM

Комментариев: 1

  • Игорь

    >>Путь и правда не близок, нужно верить в свои силы (даже при сдаче PPO и MALC).
    Готовлюсь к PPO, это мой первый экзамен Intermediate. Данной фразой вы хотите сказать что он самый сложный в линейке Intermediate?) И если есть советы по поводу того, на что обратить внимание на данном экзамене, очень интересно было бы их прочитать)


Добавить комментарий для ИгорьОтменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM
;