Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

IT Governance для чайников

Опубликовано 11 февраля 2019
Рубрики: IT Governance, ITIL, Аудит, Обо всём на свете
Комментарии

В конце января на сайте ISACA (COBIT и т.п.) опубликована статья «Руководство ИТ для чайников» (IT Governance 101: IT Governance for Dummies). Заявляется, что это только первая часть цикла.

Причём автор статьи не кто-нибудь, а сам Пол Вилкинсон (Paul Wilkinson) владелец и управляющий партнёр компании GamingWorks, выпускающей замечательные деловые игры. Текст довольно объёмный, но написан, как обычно у Пола, живым языком с большим количеством отсылок к интересным отчётам и данным.

В рамках данной заметки ограничимся лишь описанием структуры статьи (заголовками) и перечислением некоторых ключевых тезисов и цитат. Всем, кому не чужд английский, рекомендуется прочтение оригинала (менее десятка страниц). Поможет погрузиться в тему «Руководство ИТ» (IT Governance), понять, почему это важно (да-да, в эпоху, простите, диджитализации, актуальность вопроса сохранилась).

В руководстве ИТ нет необходимости. Это устаревшая штука (в эпоху цифровизации)

Genpact приводит данные о потерях компаний, инвестирующих в цифровые инициативы без отдачи. 400 млрд. долларов США.
Видимо, здесь что-то не так.

А при чём здесь Руководство?

Существует много определений понятие «Руководство ИТ» (IT governance). Одно из них (Weill, P.; J. Ross; IT Governance: How Top Performers Manage IT Decision Rights for Superior Results, Harvard Business Review Press, USA, 2004) гласит: «Определение прав на принятие решений и системы ответственности для стимулирования желаемого поведения при использовании ИТ»

Кажется, мы наблюдаем немного менее, чем эффективную систему принятия решений, и не очень желаемое поведение. Что не так с поведением? Рассмотрим в следующих разделах.

Подход бизнеса

Если что-то непонятно, что-то пошло не так, виновато ИТ. Руководство ИТ сводится к обеспечению соблюдения требований (регуляторных и прочих). «После примеров финансовых катастроф, ставших достояние широкой публики, обеспечение соответствия требованиям (compliance) и контроль стали основной нормой, а аудиторы стали хранителями руководящей палки, которой бьют ИТ»

Подход ИТ

«Большинство читателей из ИТ проигнорируют данную статью, думая, что всё это не имеет отношения к ним, т.к. ИТ не является частью бизнеса»

ИТ-персонал, кажется, особо не задумывается, как система управления ИТ (включая всевозможные управленческие методологии) влияют на создание ценности. Внедрение тех или иных методологий управления становится самоцелью, а не инструментом повышения эффективности бизнеса и снижения рисков.

Яйцо или курица

  Ждать, когда созреет бизнес

  Ждать, когда созреет ИТ

Ждать, возможно, придётся долго

Обе стороны находятся в состоянии «неосознанной некомпетентности» (т.е. в начальной точке классического цикла развития компетенций [Martin M. Broadwell]). Наверное, поэтому выравнивание приоритетов ИТ и бизнеса по-прежнему всё ещё в списке приоритетов (Luftman, J.; “The Transformational IT- Business World and IT Strategy,” Rutgers Business School, 6 August 2018).

Плохое название

Люди воспринимают «Руководство ИТ» [IT Governance] в основном как некий инструмент обеспечения соответствия и контроля (упражнение по заполнению чеклистов).
Цитата Tichaona Zororo, директора совета директоров ISACA: «Слишком много отчётов по аудиту того, что не работает, вместо советов по совершенствованию, направленных на увеличение ценности»

Увеличение ценности? Какое отношение это имеет к обеспечению соответствия (compliance)?

Необходимо сместить внимание на ценность. Почему?
Корпоративное руководство описывается в двух размерностях (“Enterprise Governance: Getting the Balance Right“, IFAC – Международная федерация бухгалтеров):

Читателям данного блога картинка наверняка знакома из книги ITIL, «Постоянное совершенствование услуг» (Continual Service Improvement), 3.10. Ну, или по курсу «Основы ITIL» 🙂

Где права ветвь (Business governance) – про создание ценности, а левая (Corporate governance) – про минимизацию возможных потерь.
Эти два аспекта должны быть сбалансированы.

Это не может быть моей ответственностью

Интересная аналитика от Kane, G.; “Is the Right Group Leading Your Digital Initiatives?” MIT Sloan Management Review, 3 August 2018. В частности, говорящая табличка со сводкой ответов на вопрос: «Какая функциональная область возглавляет цифровую трансформацию в вашей компании?»

Не смотрите на меня. Я просто сервис-провайдер

Ну, тут понятный текст про партнёрство бизнеса и ИТ. Руки так и тянутся вместо пересказа данного параграфа написать: «Бла-бла-бла»
Но! Похоже, действительно цифровая трансформация» (ещё раз простите!) происходит. В частности McKinsey, “Partnering to Shape the Future—IT’s New Imperative“) показывает интересную статистику («76% руководителей считают, что ИТ должны играть роль партнёров для бизнеса»). В этом отчёте много инересных данных. Вот лишь пара графиков:

Роль ИТ (текущее состояни и желаемое состояние)
Текущее понимание приоритетов ИТ (видение ИТ и видение не-ИТ руководителей). Расхождение в понимании вжаности сокращения затрат особенно прекрасно

Если никто не берёт на себя ведущую роль, кто должен вести?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

ITIL 4 Foundation, DSV, DPI, CDS, HVIT, DITS
и другие интересные аббревиатуры от соавторов ITIL 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM