Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Как сформировать культуру “гражданских” разработчиков

За последнее время концепция “быстрых изменений” прижилась и была принята как в большинстве организаций, так и среди их сотрудников. Многие обращались и обращаются в ИТ-подразделения с разнообразными запросами о внедрении новых технологий, настройке решений для специфичных проблем и автоматизации конкретных задач в кратчайшие сроки. К сожалению, возросший поток подобных запросов совпал по времени с продолжающимся дефицитом разработчиков, что даёт дополнительную нагрузку на некоторые и без того маломощные ИТ-команды.

В результате наблюдается рост использования так называемых “гражданских” разработчиков для выполнения части этой нагрузки. Термин “гражданский разработчик” (в отличие от “профессионального”) означает любого начинающего программиста или не-разработчика, на которого возложена ответственность за конфигурирование пользовательских приложений. Этот человек знаком с программированием, но не проходил профильного обучения. Обычно он использует свой набор утилит и решений для выполнения работы, зачастую не стандартизованных. Как следствие, результаты его работы могут быть сильно изменчивы и нестабильны в качестве.

И этот рост не похож на скоротечный тренд. Так, например, в PMI считают, что “гражданские” разработчики будут играть решающую роль в том, чтобы помочь организациям оставаться гибкими и гарантировать, что проекты будут реализовываться без задержек. Да, это не решит всех насущных технических проблем, но акцент на “гражданской разработке” может снизить нагрузку на ИТ-команды и повысить производительность в целом.

По мнению Билла Дорфельда (Bill Doerrfeld), автора заметки на портале DevOps.com, сильная культура “гражданской разработки” зиждется на 4-х столпах.

1. Стандартный инструментарий

Для начала нужно заложить прочный фундамент, выбрав стандартные наборы инструментов. Следует разработать и сообщить о подходах к использованию этих инструментов, таких как используемые языки программирования и стилистические стандарты. Убедиться, что все сотрудники, занимающиеся разработкой, знают об этих наборах, принимают их в качестве стандартных и имеют к ним доступ.

Если у вас есть стандартный набор инструментов и подход, то ширится и круг сотрудников, которые владеют ими и, соответственно, могут выполнять задачи разработки – вы создаёте более широкую базу поддержки. Наличие большого числа сотрудников помогает организации быть более мобильной и эффективной, а также даёт больше свободы для сотрудничества. “Профессиональные” разработчики могут сосредоточиться на более сложных задачах, таких как машинное обучение или математически сложное программирование.

Выбирая наборы инструментов и подходы, что должны стать стандартом в организации, задавайтесь вопросами эффективности. Например, используйте low-code или no-code платформы. Они помогают “гражданским” разработчикам реализовывать свои идеи без необходимости написания кода.

2. Техническое обучение

Необходимо убедиться, что все сотрудники, занимающиеся разработкой, особенно ваши “гражданские” разработчики, прошли техническую подготовку по использованию стандартных наборов инструментов и подходов, которые были выбраны вами в качестве технологической базы. Это может быть как обучение использованию интерфейсов low-code / no-code решений, так и фундаментальных концепций программирования (булева логика, условное программирование и т.п.).

Во время обучения нужно предлагать сотрудникам создавать нечто ценное для организации, делая обучение как можно более полезным и приближенным к реальной работе.

3. Отказ от использования “теневых” ИТ

После того, как вы выбрали наборы инструментов, организовали и провели обучение, руководство должно сделать всё возможное, чтобы обеспечить максимальное внедрение стандартов и предотвратить использование “теневых” ИТ: утилит, приложений, решений и пр., что не одобрено к использованию. Иметь дело с “теневыми” ИТ, как показывает практика, может быть весьма хлопотно из-за высокой вариативности, трудностей контроля качества и низкого уровня внутреннего сотрудничества. Это следует исключить из вашей работы.

4. Наставничество и корпоративное управление

Еще одним преимуществом наличия стандартного набора инструментов и устранения использования “теневых” ИТ является возможность более эффективного наставничества, имеющего решающее значение для поддержки “гражданских” разработчиков. К командам рекомендуется прикрепить наставников, прекрасно владеющих стандартными инструментами, чтобы на постоянной основе помогать “гражданским” с техническими вопросами. Наставничество идёт рука об руку с управлением качеством. Под “управлением” здесь понимаются технические администраторы, которые следят за правильным использованием технических стандартов, инструментов и стилей программирования.

Когда могут использоваться “гражданские” разработчики?

Самый простой способ ответить на этот вопрос – задать встречный: а когда их использование неуместно? И исходя из профиля “гражданских”, их опыта, владения продвинутыми процессами разработки, становится понятно, что такие вещи как разработка “тяжёлых” алгоритмов, математически сложное программирование или разработка функциональности ядра продукта – им, определённо, “не по зубам”. Вместо этого таланты “гражданских” разработчиков можно и нужно использовать при создании внутренних бизнес-утилит, которые можно легко автоматизировать.

Немного цифр

Согласно недавнему отчёту PMI, за последние пять лет около половины организаций сделали шаг вперёд признали и признают успехи своих сотрудников, выдвигающих инновационные идеи. Но по большей части дальнейшее продвижение на этом и стопорится. Так, лишь 25% компаний готовы выделять специально отведённое время своим сотрудникам для обдумывания и генерации идей и только 19% организовывают творческие лаборатории / хакатоны с привлечением профессиональных разработчиков. Определённо, часть компаний хотели бы внедрять инновации, но не всегда понимают, как это сделать. Одним из способов может быть создание и пестование в компании культуры “гражданских” разработчиков, когда за счёт увеличения охвата сотрудников количество генерируемых идей также существенно возрастает.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM