Наверное, любой человек хоть немного знакомый с управлением проектами знает, что в рамках управления проектами необходимо контролировать большое количество параметров, аспектов. Часто этот набор формулируют в виде «треугольника/пирамиды»: сроки, затраты и получаемый результат. Жёсткость геометрической фигуры в том числе намекает на то, что при изменении одного из параметров (например, срока реализации проекта и/или какой-либо из частей проекта) будут затронуты остальные параметры (например, придётся изменить и затраты).
В методологии управления проектами PRINCE2® вышеописанный набор характеристик сформулирован в виде аспектов:
- Сроки (Timescales);
- Затраты (Costs);
- Объем работ aka «Охват» – то, что должны получить как результат завершения проекта;
- Качество (Quality) – то, каким требованиям должно соответствовать то, что сделано в рамках охвата. И с какой степенью соответствия.
Это связанные параметры. Но не всегда, «взаимозаменяемые». Хотя некоторые специалисты иногда высказываются в том духе, что имея деньги, можно решить любые задачи в любые сроки и с любым качеством. Это, очевидно, не так. В т.ч. потому, что в некоторых случаях ограничениями сроков снизу будут технологические особенности и зависимости. Например, когда строим дом, даже имея неограниченные ресурсы, мы не можем параллельно копать котлован и красить крышу. Или мы не можем одновременно разрабатывать программный модуль и тестировать его. Технология производства вынуждает нас соблюдать некоторую последовательность, что увеличивает сроки.
Похожая модель встречается не только в PRINCE2.
Но есть ещё два аспекта, рекомендуемые PRINCE2, в восприятии которых в отличие от уже упомянутых наблюдаются трудности.
Это «Выгоды» (Benefits) и «Риcк» (Risk).
«Выгоды» — это то, ради чего проект реализуется. Т.е. не то, что должно быть получено как результат завершения проекта, а то, что должно быть получено в результате использования результата проекта. Например, не внедрённая информация система (например, CRM) или выстроенные ITSM-практики/процессы, а увеличение выручки или повышение качества услуг. Знакомым с ITIL 4 ® можно вспомнить понятие «Ценность» (Value). Но нужно помнить, что выгоды, чтобы можно было управлять этим аспектом, должны быть сформулированы как нечто измеримое. Например, увеличение выручки на 15% в течение полугода с момента завершения проекта.
Из уже сказанного видно, что особенность аспекта «Выгоды» заключается в том, что достижение целей, установленных по этому параметру, не может быть ответственностью только проекта. Ведь нужный результат чаще всего мы получаем после (чаще всего много позже) окончания проекта. Тогда, когда организационная структура, создаваемая для управления и реализации проекта уже не существует. Если только мы не включили в охват проекта и получение всех выгод (что обычно не делается).
Это означает, что только механизмами управления проектом обеспечить получения выгод (benefits) невозможно. Но, верно и обратное. Если мы в рамках проектного управления не выстраиваем каких-либо механизмов, направленных на контроль выгод, то вероятность их получения после завершения проектов мала (систему-то мы внедрили, и даже в срок, в рамках бюджета и в соответствии со спецификацией; но только рыночная конъюнктура изменилась – не видать нам увеличения выручки). Именно на этот счёт и даются рекомендации в PRINCE2. Как можно выстроить такой механизм управления выгодами в рамках проекта. И чем его дополнить, чтобы повысить вероятность получения этих самых выгод, когда проект уже закончится (и все его механизмы прекратят своё существование).
С рисками ситуация кажется ещё более запутанной. Ведь риск – это возможное событие или набор событий, реализация которого, повлияет на достижение целей (objectives). Где под целями понимаются как раз цели, устанавливаемые по аспектам проекта, которые мы контролируем. Т.е. влияние может проявляться в нарушении сроков, бюджетов, охвата, качества и даже неполучения выгод.
И здесь чаще всего сложность в понимании этой конструкции заключается в том, что аспект «Риск», кажется, не является «независимым» в том смысле, в котором, например, «Затраты» независимы от «Охвата». Да, как и написано выше, меняя охват проекта, мы, возможно, будем вынуждены изменить и бюджет. Но это разные параметры. Они имеют разную природу. У нас выстроены разные процедуры измерения и учёта фактических значений по этим параметрам. А с рисками, вроде бы, всё не так. Ведь риск – это то, реализация чего может привести к отклонению фактических затрат в рамках проекта от запланированных, например. Или охвата. А эти параметры у нас уже контролируются. Зачем же тогда ещё одна характеристика, которую нам рекомендуют контролировать?
Смысл в том, что на самом деле мы выстраиваем отдельный механизм «Управление рисками», который, кстати, работает во многих организациях и за пределами проектной практики (т.е. он уже есть и функционирует). И этот механизм контролирует ещё одну важную сторону проекта. В большинстве реальных проектов существует масса альтернативных вариантов реализации (всего проекта или каких-то его частей). Выбор различных подрядчиков, различные варианты контрактования, выбор различных технологических стеков, выбор различных технологических решений и т.д. и т.п. В том числе выбор различных вариантов последовательности выполнения работ. Даже если мы из всего множества вариантов будем выбирать только те, что соответствуют поставленным целям в разрезе охвата, качества, затрат, сроков и выгод, их, скорее всего, останется более одного. И различаться они будут в том числе по рискам. Возможно, например, вариант, который соответствует всем нашим целям и выигрывает по этим параметрам у альтернативных опций (например, является самым дешёвым и быстрым) имеет меньше всего шансов на достижения запланированной цели. Почему? Потому, что на пути его реализации имеется слишком большое количество рисков.
Добавим сюда то, что реализация рисков может приводить не только к снижению вероятности (вплоть до нуля) достижения целей проекта, но и к ещё более серьёзным последствиям. Например, серьёзные репутационные потери. Или приостановку/прекращение деятельности компании ввиду нарушения регуляторных требований и/или штрафных санкций в рамках коммерческих отношений. И картина сразу наполняется дополнительным красками. Возможно, какие-то цели (в том числе в смысле выгод (benefits)) воспринимаются организацией как очень заманчивые. Но объём рисков, идентифицированных на пути к этим целям, оценивается как неприемлемый. И, если мы не занимаемся контролем этого аспекта, мы упускаем из вида существенную часть реального мира.
Причём, несмотря на разницу в природе всех прочих аспектов, то, как организована работа по управлению рисками, которые могут повлиять на эти разные аспекты, одинаково. Поэтому, «Риск» (Risk) можно выделить как отдельный аспект.
Получается, что набор из шести аспектов, который рекомендуется методологией PRINCE2 контролировать в рамках управления проектами, несмотря на разнородность, составляет вполне гармоничную систему.
И немного ереси в самом конце. Я нигде не встречал явных указаний на то, что аспектов должно быть именно шесть (если не считать большое количество публикаций/выступлений/курсов, в которых рассказывают про PRINCE2). В исходной книге (“Managing Successful Projects with PRINCE2®”) даётся вышеприведённый список из шести аспектов. Но, если для нас важна какая-либо иная, дополнительная характеристика проекта и/или у нас есть (или нам нужен) какой-либо иной механизм управления этой характеристикой, мы можем выделить дополнительный аспект управления нашим(и) проект[ом/ами].
Доброго дня.
нашёл небольшую описку: “Из уже сказанное видно”