Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Совместимость с ITIL®

Опубликовано 26 марта 2023
Рубрики: ITIL, Обо всём на свете, Сертификация
Комментарии

Проведённый на этой неделе вебинар получился продолжительным, поскольку тем было затронуто много.

Было и про PeopleCert и сертификацию ITIL: как она развивалась, как выглядит сейчас, как будет выглядеть в обозримом будущем, и, исходя из всего вышесказанного, прогнозы дальнейшего развития. Для тех, кто заглядывает на наш портал, не было ничего нового. Все факты, указанные в вебинаре, так или иначе находили отражение в наших публикациях.

Был рассказ и про новую ITSM-сертификацию Proven Practices. В этой кое-что новое (демонстрация интерфейса системы, используемой для прохождения экзаменов; рассказ о характере вопросов). Но всё самое главное мы тоже уже писали и в заметках здесь и на нашем корпоративном портале.

Самый же главный раздел вебинара был посвящён описанию подхода к выработке критериев для сравнения и выбора. С тем, человек, перед которым стоит задача, в решении которой может помочь сертификация, смог сориентироваться и взвешенно принять адекватное своей задаче решение. Это может быть подтверждение собственного уровня знаний (для себя, для работодателя, и т.п.). Это может быть инструмент, который поможет стимулировать более активный подход к обучению, на которое отправляем сотрудников. Это может быть просто проверка уровня знаний сотрудников (перед/после/вместо 😊 обучения).

Несколько вопросов от участников вебинара (коллеги, спасибо за активное участие!) можно объединить одной темой: «Совместимость с существующей сертификацией ITIL». Хочу немного дополнить то, что сказал на вебинаре (там, кроме всего прочего, демонстрируя официальную программу экзамена [syllabus], сравнивал «ITIL Foundation» с уже принимаемым базовым экзаменом «Proven Practices Expert [PPE]»).

Коротко повторю, пересечение списков тем, по которым задаются вопросы, близкое к 100%. Самое заметное отличие – в экзамене PPE Foundation нет вопросов про сервисную систему создания ценности (SVS) и сервисную цепочку создания ценности (SVC). В экзамене ITIL Foundation (от AXELOS/PeopleCert) суммарное количество вопросов по этим темам – 3 (прописью: «три»). Из 40.
Кажется, что понимание этих довольно высокоуровневых концепций (весьма высокого уровня абстракции) небесполезно. Поэтому мы, например, на нашем аккредитованном курсе эти темы разбираем. Но что ожидается от человека, который изучил SVS, SVC самостоятельно (по книге и, например, по публикациям и видеороликам)? ОК, допустим даже человек сходил на наш курс, где помогаем занырнуть поглубже. Какие знания должен в идеале продемонстрировать такой человек? На данный момент кажется, что проверить понимание с помощью тестовой системы довольно сложно, если, конечно, не скатываться к примитивным вопросам на запоминание, где смысл тестирования (как мы его видим) теряется.
В оставшейся части списка тем (syllabus) экзамены идентичны. Те же самые 15 практик. Те же самые 7 терминов и понятий. Те же самые ключевые понятия и концепции (услуга, ценность, output, outcome, utility, warranty и т.п.). Подробнее см. раздел «Что проверяется на экзамене» на странице описания экзамена.

Есть тонкость – PPE Foundation несколько сложнее. Как раз из-за того, что мы хотели, чтобы тест проверял не только и не столько запоминание, сколько понимание. Т.е с точки зрения совместимости я бы описал соотношение экзаменов («ITIL Foundation» и «Proven Practices Expert: ITSM Foundation») так. Если человек сдал PPE Foundation, вероятность сдачи ITIL Foundation очень высока. Обратное утверждение не верно. Если человек сдал ITIL Foundation, не факт, что без дополнительной подготовки PPE Foundation будет по зубам. Дело не в каких-то других материалах (материалы те же). Дело в качестве проработки и глубине понимания.

Преимущество такого подхода к разработке «Proven Practices Expert: ITSM Foundation» ещё и в том, что с помощью этого экзамена наличие базового уровня может подтвердить и человек, не изучавший ITIL 4. Я не призываю отказываться от изучения современной версии ITIL. Это, в конце концов, самый популярный свод знаний в данной области. Поэтому, добро пожаловать. Но!

Задача теста – проверить знания в предметной области (ITSM). И у ITIL (AXLOES/PeopleCert) здесь нет монополии. В базовых вещах ITIL совпадает (или, как минимум, не противоречит) прочим публикациям. В терминологии степень совпадения довольно высокая. Поэтому кажется, что можно проверить уровень знаний в области ITSM без жёсткой привязки к конкретной книге.
Разумеется, мы постарались учесть современный подход, описываемый в ITIL 4. Т.е. на часть вопросов экзамена «Proven Practices Expert: ITSM Foundation» человек точно не ответит правильно, если не знаком с ITIL 4. Но это не критичная доля вопросов. И, если во всех остальных экзаменуемых темах ITSM человек разбирается, экзамен будет пройден. Ведь проходной бал – 26/40.

Таким образом «Proven Practices Expert: ITSM Foundation» «совместим» со всеми версиями ITIL. 😊

«Proven Practices Expert»
Российская сертификация специалистов по ITIL/ITSM

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM