Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Парадокс Джевонса для менеджеров продуктов/услуг

Не так давно, когда появление очередной версии китайской LLM DeepSeek серьёзно всколыхнуло рынок, и акции Nvidia заметно просели в цене, в обсуждениях перспектив ситуации часто упоминался парадокс Джевонса. Дело в том, что работа новой модели была существенно оптимизирована по сравнению с конкурентами, и, соответственно для её обучения и использования требовалось существенно меньше вычислительных ресурсов. А именно дефицит данного ресурса в существенной мере влиял на рост акций NVDA. Ведь если вычислительных мощностей для работы модели нужно меньше, то и потребность в производстве таких ресурсов меньше. Верно? Нет!

В 1865 году английский экономист Уильям Стэнли Джевонс опубликовал работу «Угольный вопрос». В ней он описал то, что теперь известно как парадокс Джевонса, эффект Джевонса. Это ситуация, когда технологический прогресс, который увеличивает эффективность использования какого-либо ресурса, приводит к увеличению объёма потребления ресурса из-за более низких затрат при использовании усовершенствованных технологий.

«Считать, что экономичное использование топлива равнозначно снижению его потребления — полное заблуждение. Истина как раз в обратном.»
Уильям Стэнли Джевонс, The Coal Question

Этот эффект оказывает значительное влияние не только на глобальные процессы. Например, на усилия в направлении устойчивого развития. Ведь, казалось бы, раз используемые человечеством устройства (в том числе компьютеры) работают эффективнее (обладают большей вычислительной мощностью при меньшем энергопотреблении), то воздействие на окружающую среду оказывается меньше. Но нет, устройства (любые!) становятся всё доступнее, и человечество использует их всё больше.

Точно так же нужно иметь в виду проявление этого эффекта и на уровне отдельного продукта/услуги/системы. Именно этому посвящена статья «Почему ваши достижения в эффективности могут дать обратный эффект: руководство для продукт-менеджера по парадоксу Джевонса».
В ней автор приводит примеры того, как повышение эффективности (в том или ином смысле) продукта приводит к росту нагрузки на продукт. Что может приводит к ухудшению работы продукта. Например

  • Программные приложения. Оптимизация для снижения использования трафика и ресурсов делает ПО доступным даже для пользователей, имеющих ограниченные ресурсы {будь то медленный канал связи или недостаточно мощный компьютер}. Но это может привести к тому, что пользователи начнут пользоваться продуктом чаще и дольше, увеличивая общее потребление.
  • Мобильные устройства. Улучшенная энергоэффективность продлевает срок работы батареи, что позволяет пользователям дольше пользоваться устройствами. Но это может привести к повышенному экранному времени, что увеличивает нагрузку на здоровье и снова быстрее разряжает батарею.

Автор также даёт рекоменации.

Значение для продукт-менеджеров

Для продукт-менеджера парадокс Джевонса — это важное предостережение. Когда продукт становится более эффективным — будь то за счёт экономии энергии, скорости обработки или скорости отклика интерфейса — он становится более привлекательным. Это приводит к росту использования, который может компенсировать или даже превзойти первоначальные выгоды от повышения эффективности.

Как минимизировать нежелательные последствия

Чтобы предотвратить негативные последствия от роста эффективности, продукт-менеджеры могут:

  • Анализировать поведение пользователей
    Отслеживайте изменения в поведении после внедрения улучшений, чтобы вовремя выявить рост использования.
  • Вводить политики использования
    Разработайте правила и функции, которые поощряют осознанное потребление, даже при повышенной эффективности.
  • Образовывать пользователей
    Рассказывайте о возможных последствиях чрезмерного использования и поощряйте устойчивое поведение.
  • Адаптировать бизнес-модель
    Избегайте моделей монетизации, завязанных исключительно на рост использования. Рассмотрите модели подписки или оплату за ценность, а не за объём.
  • Проектировать устойчиво
    Заложите устойчивость в архитектуру продукта с самого начала, оценивая долгосрочные последствия улучшений.
  • Работать с регуляторами
    Поддерживайте инициативы, направленные на ограничение обратного эффекта. Например, налог на энергию или квоты могут помочь сохранить снижение потребления.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM