"Вы нам тут ерунду не рассказывайте: проблема – это инцидент, который перешёл в стадию поиска корневой причины. Нам так тренер на "Основах ITIL" рассказывал в компании AAA."
"Мы с коллегами прошли обучение по курсу Operational Support and Analysis (ITIL SOA) в компании BBB, но на экзамен нас не пускают, так как курс не был аккредитован. Можете продать нам сертификаты, как будто мы у вас учились?"
"Мы оплатили обучение и экзамен в компании CCC, обучение частично прошли, но экзамен сдать не можем – компания куда-то исчезла, на запросы не отвечает. Что нам теперь делать? Можем ли мы у вас пройти обучение и сертификацию бесплатно, ведь мы уже им заплатили?"
"ITIL – это чистая теория, в жизни слабо применимая. Фрилансер, который проводил у нас корпоративный курс в прошлом году, в этом убеждён."
"ITSM – это управление ИТ-услугами с помощью процессов. Поэтому результатом работы процесса управления инцидентами, к примеру, является услуга по управлению инцидентами. А на выходе процесса управления конфигурациями – услуга по управлению конфигурациями. Что тут непонятного?"
За долгие годы работы на ниве обучения ИТ-менеджменту мы встречались с этими и десятком похожих ситуаций и историй. Люди и компании тратят свои деньги и время, чтобы кто-то рассказал им ерунду, либо собственную удивительную трактовку сложной книжки на английском. Они тратят деньги и время, чтобы получить обучение, но "пролететь" с экзаменом. Тратят деньги и время на то, чтобы "пролететь" и с обучением, и с экзаменом.
В итоге они получают проблемы.
Проблема 1 – деньги заплачены, пользы мало. Новых денег на повторное обучение в ближайшее время не дадут.
Проблема 2 – сослуживцы не слушают, не верят, не хотят применять "светлые идеи". Да и сами эти идеи уже не кажутся такими уж светлыми.
Проблема 3 – на курсах после "Основ ITIL" почти ничего непонятно, хотя остальная группа уже разобралась и бежит вперёд.
Как и со многими другими услугами, не попробуешь – не узнаешь. Хорошее ли будет обучение? Грамотный ли тренер? Что я унесу с собой после курса? Смогу ли я сдать экзамен? Попробуй-ка найти ответы на эти вопросы ДО того, как пришёл на курс.
Способы упредить риски, тем не менее, есть.
Способ первый – рекомендации. Если это возможно, то до выбора учебного центра и до подписания договора нужно поговорить с теми, кто уже прошёл в нём обучение по такому же курсу. Социальные сети и клубы по интересам делают чудеса – сейчас можно найти что угодно и кого угодно, чтобы спросить совета или рекомендации.
Способ второй – аккредитации. В обучении ИТ-менеджменту приставка "ИТ-" принесла хорошую практику подтверждения качества учебных центров, учебных материалов и тренеров независимыми организациями (в обучении обычному менеджменту, не ИТ, ситуация слегка иная). Отличную работу недавно проделал itSMF России, составив и опубликовав реестр аккредитованных учебных центров, работающих в России.
Способ третий – личность тренера. Вот короткий чек-лист:
- Может ли учебный центр ответить на простой вопрос – кто именно будет читать курс?
- Может ли предоставить резюме тренера?
- Что собой представляет этот тренер – давно ли он в ИТ?
- Давно ли занимается ITSM?
- Имеет ли педагогическую подготовку?
- Находится ли в штате учебного центра, или прибегает по звонку?
- Работает именно тренером или консультантом, изредка "почитывающим курсы"?
- Какие сертификации имеет, какие экзамены сдал?
- Имеет ли аккредитацию для чтения именно этого учебного курса?
- Какие ещё курсы читает?
Простая проверка из трёх пунктов – рекомендации, аккредитации, тренер – сделает выбор учебного центра однозначным очень простым.
Вот интересно, в реестре itSMF имеет ли смысл добавлять столбец с языком тренинга? насколько я представляю, у HP тренеры русскоязычные, а вот про локализацию материалов intermediate не знаю… Кто-нибудь в курсе?