Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

О пользе предпроектных обследований

Опубликовано 12 октября 2015
Рубрики: Практика и опыт, Проекты
Комментарии

adviseТрадиционно заказчики не очень любят предпроектные обследования. Во-первых, потому что не верят в ценность полученных результатов. А, во-вторых, потому что не хотят за эти «бесценные» результаты платить. Я, как консультант, смотрю на этот вопрос иначе – мне кажется, что предпроектное обследование не только полезно, но и экономически эффективно. Попробую обосновать.

Для начала уточню, что я имею ввиду под словами «предпроектное обследование». Это работа по обследованию текущей ситуации заказчика, в ходе которой выполняется уточнение постановки проектной задачи, способа реализации, и, следовательно, сроков и бюджета проекта. Стоит ли за него платить?

Вот реальный кейс. После предварительной оценки заказчику была озвучена бюджетная оценка на основании имевшейся у нас скудной информации о заказчике и его задаче (а на этапе первичных переговоров эта информация всегда весьма ограничена). Но для того чтобы проект не оказался «случайным выстрелом в бескрайнее небо» мы предложили заказчику провести предпроектное обследование, мотивировав это в общем-то стандартным соображением: возможностью экономии средств и гарантированного снижения проектных рисков за счет более точного определения задачи, способа решения, потребности в ресурсах. Уточню: мы предложили платное обследование. И заказчик согласился.

В результате:

  • у нас есть точная постановка задачи, пригодная для обоснования проекта перед руководством заказчика;
  • оценочная стоимость предлагаемого проекта сократилась в 4 раза, а стоимость обследования от суммы сэкономленных средств составляет всего 1,5%;
  • при этом на обследование в совокупности ушел примерно один месяц.

Правда в этом конкретном случае у нас была очень специальная методика обследования, обычно цифры скромнее. Но все же экономический эффект обычно выше 0, потому что при нечеткой постановке задачи и незнании заказчика подрядчики вынуждены завышать свои оценки, перезакладываясь на риски.

Экономическая оценка целесообразности обследования в принципе проста: сравните стоимость обследования (в отношении к оценочной сумме проекта) с величиной вероятных проектных рисков. Для большинства консалтинговых проектов нижняя граница риска – 10%. Поэтому если стоимость предварительного обследования находится в пределах 5-10% от стоимости проекта, оно, вероятнее всего, экономически эффективно.

Неубедительно?

Комментариев: 6

  • Anna Lobova

    Anna Lobova

    Можете поделиться алгоритмом такого исследования, пожалуйста?

    • Анна, конкретно эта методика имеет прямое отношение к нашему продукту CleverENGINE и не имеет смысла в отрыве от него. Поэтому, в отличие от других материалов (методики измерений процессов, метода сервисных операций и ряда других), эта методика не публична.

  • Anna Lobova

    Можете поделиться алгоритмом такого исследования, пожалуйста?

  • Nargiza Suleymanova

    Дмитрий, приятно читать ваши заметки 🙂 Тема животрепещущая – спасибо за идеи! Будем пробовать на заказчиках.

  • Игорь

    2 вопроса и комментария.

    1. К сожалению не все проекты имеют такое соотношение стоиомсти основной части и стоиомости предпроектного обследования.  Достаточно много проектов с соотношением 1 к 4, 1 к 5, как быть здесь ?

    2. Что получил Ваш заказчик после Вашего предпроектного обследования. Положа руку на сердце, реально ли было воспользоваться его результатами другой компании, другому подрядчику?  Если нет, то получается заказчику было продано то, что не имеет реальной стоиомсти. Продан был не результат, а работа.  Именно это является причиной, почему часто заказчик не готов платить за это.

     

     

    • 1. Как я и писал выше, при стоимости обследования выше 10% оценочной стоимости основного проекта надо отдельно принимать решение, стоит ли на это идти. Например, может быть ситуация, когда на этапе первоначальной оценки диапазон **** цены проекта очень велик. Допустим, от 3 до 6 млн. руб. Тогда если стоимость обследования меньше 30-50% ширины диапазона, оно также может быть целесообразно.

      2. На мой взгляд – да. Во всяком случае, это всегда является критерием запуска обследования – самоценность (то есть возможность независимого применения) его результатов. Но я, пожалуй, не согласен с утверждением "Если нет, то получается заказчику было продано то, что не имеет реальной стоиомсти". Если мы в результате обследования смогли получить четкую постановку задачи, сократили затраты на проект и выровняли ожидания функциональных заказчиков со спонсорами – почему же эти результаты не имеют никакой ценности? А если услуги обладают некоторой ценностью для заказчика, то почему у них не может быть цены?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM