Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Управление ИТ-финансами

Опубликовано 14 сентября 2017
Рубрики: Практический опыт, Финансы ИТ
Комментарии

За последние годы мы многому научились, в том числе в вопросах сервисной экономики. Мы умеем корректно рассчитывать стоимость услуг и распределять её по потребителям (причем, любых услуг – не только в ИТ). Мы умеем формировать плановую стоимость услуг на основе бизнес-планов. И все это мы делали на практике, то есть правда умеем, а не просто «читали». Но одной простой вещи я понять пока не могу: почему тема сервисной экономики так не востребована ИТ-руководителями?

Например, пару недель назад по теме сервисной экономики мы делали рассылку ИТ-менеджерам. Результаты таковы: отправленных писем – около 4 000, из них открыто – около 2 200, количество переходов на сайт – 15. То есть конверсия всего 0,7%. 7 сентября наш заказчик рассказывал об опыте реального проекта по расчету стоимости ИТ-услуг на конференции c-news. Количество откликов – ни одного. Тема сервис десков, черт возьми, и то вызывает больший ажиотаж.

Почему так?

Казалось бы, на очных встречах многие ИТ-директора говорят, что хотели бы прийти к экономически обоснованному диалогу с бизнесом. Казалось бы, перед всеми стоит задача ежегодного обоснования бюджета. Казалось бы, многие знают слова «экономически обоснованный уровень услуги». При этом по моим наблюдениям грамотно отвечать на эти вопросы умеют очень немногие. То есть теоретически картина выглядит так: спроса много, предложения мало. Но на деле спрос крайне невелик. Как будто тема денежной оценки своей работы у ИТ-руководителей вызывает … осторожность? Или вовсе не так уж и важна?

Кто-нибудь знает ответ?

Учебные курсы и сертификация
специалистов по ИТ-менеджменту

Комментариев: 10

  • Сергей

    Тема сложная и малопонятная, работы и так полно, сначала делаем понятное.

    • В финансовой отрасли, например, доля ИТ-затрат от общей суммы бюджета затрат может составлять 40-50%. Даже если эта тема малопонятна, ей, как мне кажется, стоит научиться управлять. И если это не происходит само собой, должно быть целенаправленное давление бизнес-руководства, потому что знание потребителей ИТ-затрат может существенно повлиять на понимание рентабельности продукции компании. Не давят? Для них эта тема тоже малопонятна, и есть куча другой работы?

  • У меня есть предположения.

    1. Среди 4000 адресатов рассылки гораздо больше людей, имеющих полномочия для организации Service Desk, чем людей, влияющих на деньги ИТ и бизнеса. ITSM-компании традиционно работают с аудиторией чуть ниже целевой, во всяком случае — на уровне рассылок.

    2. У тех, кто имеет полномочия, не всегда есть понимание необходимости (или собственно необходимость) наводить порядок. Требования бизнеса, если и поступают, то в формате «сократить бюджет на 10% в следующем году» — и эту задачу иногда удобнее решать при низком уровне прозрачности.

    3. Наконец, сам бизнес далеко не всегда требует как сокращения затрат, так и порядка — даже там, где ИТ-затраты составляют существенную часть от общих. Там же, где такие требования выдвигаются, они нередко касаются только текущих затрат, капитальные иногда даже радуют. Или даже отдельных статей — давайте сократим затраты на персонал, пусть путем увеличения затрат на внешние услуги и снижения качества самих услуг. А попутно запустим проект внедрения чего-нибудь огромного и дорогого.

    Третий пункт кажется мне самым важным: топ-менеджеров не интересует прозрачность и оптимальность расходов компании (включая ИТ), их интересует только общая сумма — и нередко в перспективе года, максимум двух. И влияние этой суммы на их бонус по итогам этих двух лет. Что их в этом случае не интересует, так это долгосрочная эффективность и жизнеспособность компании и интересы акционеров/владельцев.

    Это предположения, и это обобщения. Наверняка они неверны в отдельных случаях, которые вам известны. Возможно, они неверны в принципе.

    • Nargiza Suleymanova

      Люблю структурно оформленные ответы 🙂

      Добавлю: меня терзают смутные сомненья, что вопросами эффективности, рациональности и прозрачности интересуются тем сильнее, чем ниже уровень управления. Волосы шевелятся, знаете ли, от осознания масштаба трагедии.

      • > меня терзают смутные сомненья, что вопросами эффективности, рациональности и прозрачности интересуются тем сильнее, чем ниже уровень управления

        Наргиза, поясните, пжл, это парадоксальное наблюдение.

        • Nargiza Suleymanova

          Как консультант работаю с разными уровнями управления. Замечено, что менеджеры среднего звена + лидеры в командах гораздо с бОльшим воодушевлением берутся за оптимизацию и рационализацию, потому что все проблемы им знакомы до боли, они живут в этом. Они также за прозрачность, как раз для обоснования предлагаемых ими мер.

          А вот с руководителями выше сложнее, зачастую «бесконечно далеки они от народа» и проблемы у них совершенно иного порядка.

          Вообще, вопросы разной реальности на разных уровнях управления сильно занимают мои мысли последнее время 🙂

  • Андрей другой

    Причина, на мой взгляд, в неправильном отношении руководителей бизнеса к ИТ. Они по прежнему воспринимают ИТ как некий черный ящик, который что-то там делает и требует каких-то денег, чтобы все было зашибись. В руководители ИТ ставят ИТ специалистов, поскольку, опять таки, темя темная, только ИТшник в ней и разберется. А надо к ИТ относиться как к обычному производственному подразделению и общаться в терминах себестоимость, качество продукции(услуг), связь продукции(услуг) с результатами деятельности всей компании(грубо говоря — доля затрат на ИТ в себестоимости продукции). А для этого ИТ должен руководить человек больше с экономическим образованием, чем с ИТшным. И лично у меня есть такие примеры, когда человек с экономическим образованием выстраивал ИТ подразделение как бизнес. И, к стати, требования к ITSM инструментам при выборе стали более осмысленные.

    • > лично у меня есть такие примеры, когда человек с экономическим образованием выстраивал ИТ подразделение как бизнес

      А у меня есть пример, когда человек с техническим образованием успешно работал как директор по экономике и финанасам. Вывод: дело не в образовании, а в человеке. Но Ваш коммент навел меня на мысль, что экономистам в среднем остро не хватает хотя бы базовых знаний по современным ИТ. Ведь для того, чтобы построить аллокацию, учитывающую технологию производства, эту технологию нужно представлять. А ИТ в некоторых отраслях действительно являются основой технологии производства продуктов / услуг.

  • Сергей

    Топы работают на контрактной основе => им нужны quick-win'ы, которые можно транслировать выше и быть молодцом в глазах акционеров (продлить контракт). Сервисная экономика — долгосрочная и недешёвая инициатива.

    Плюс, как отметил Роман, абсолютная прозрачность — дело тонкое:)

    • > Сервисная экономика — долгосрочная и недешёвая инициатива

      Совсем необязательно. Например, по стоимости это может быть 1-2% от бюджета ИТ-затрат. При грамотном подходе.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • VI форум «Управление данными — 2021»: наведите порядок в данных!
      23 сентября 2021 года издательство «Открытые системы» в шестой раз проведет в Москве масштабный форум «Управление данными — 2021», объединяющий всех, кто определяет стратегию работы с данными, воплощает ее в жизнь и управляет предприятием на основе объективных достоверных данных. Участники форума обсудят не только инновационные стратегии и бизнес-модели работы с корпоративными данными, но и конкретные архитектурные и технологические решения.
    • Простые уловки, как ускорить процесс разработки программного обеспечения
      С некоторыми вещами люди из бизнеса вынуждены соглашаться, и одна из них заключается в том, что никто не хочет сердить свою команду разработчиков. Часто они являются краеугольным
    • Почему каждая инициатива DevOps должна начинаться с оценки возможностей
      Внедрение практики DevOps идет полным ходом. Организации сосредоточены на том, как внедрить возможности DevOps в командах и как масштабировать DevOps в масштабах предприятия. Но важным аспектом любого пути масштабной трансформации является оценка возможностей команды или организации на этом пути.
    • Что такое процесс и что такое практика в ITIL®4
      Продолжаем публиковать короткие видеоролики, посвященные актуальным вопросам управления ИТ. Сегодня поговорим о том, что такое процесс и что такое практика в ITIL4. Это не переименование процессов в практики, это два отдельных понятия. Рассказывает Игорь Фадеев, ITIL 4 Managing Professional и ITIL 4 Strategic Leader, аккредитованный тренер по ITIL4.
    • Аудит. Что может быть скучнее?!
      На прошедшей неделе участвовал в аудите (в качестве объекта аудита). Большинство людей, проходивших аудит, подозреваю, разделяет это ощущение: «Бюрократия, формальности и т.п.»
    • Как технический долг вредит вашей команде программистов — и вашей безопасности приложений
      Техническая долг может серьезно повлиять на здоровье организации - и на психическое здоровье ваших разработчиков. Более половины из 200+ членов инженерных команд, опрошенных в рамках отчета Stepsize "Состояние технического долга в 2021 году", считают, что технический долг негативно влияет на моральное состояние их команд.
    • Что люди не понимают в управлении потоком создания стоимости
      Нет ничего плохого в самом управлении потоками создания ценности (VSM), но есть много плохого в том, как его рассматривают и обсуждают блогеры, отраслевые маркетологи и другие, которые часто смешивают его с DevOps и Agile. Это не одно и то же.
    • 5 основных тенденций развития искусственного интеллекта и машинного обучения на 2022 год
      Вот несколько основных тенденций, к которым вашему бизнесу стоит начать готовиться. Искусственный интеллект и машинное обучение становятся доминирующей частью технологической
    • 6 тенденций в ИТ, за которыми нужно следить
      Чтобы выжить во время пандемии, организации обратились к ИТ, чтобы помочь справиться с последствиями - как негативными, так и позитивными. В некоторых отраслях, таких как телемедицина и видеоконференции, бизнес резко вырос, и ИТ-отделам таких компаний пришлось в спешке справляться с нагрузкой. В других, например, в сфере путешествий и развлечений, бизнес резко просел. Кроме того, возобновилось стремление к цифровой трансформации.
    • Восход Desktop-as-a-Service: что это такое и зачем вам это нужно?
      Широкое распространение облачных вычислений добавило в наш словарь множество сокращений, наиболее распространенными из которых являются SaaS, PaaS и IaaS. Действительно, наступила эра облачных решений, которые доставляют программное обеспечение, платформу и инфраструктуру потребителям и предприятиям по запросу и с оплатой по мере использования.
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT