Дискуссия про то, создают ли ИТ конкурентные преимущества для бизнеса, поднималась неоднократно, в том числе на нашем портале, и всегда вызывала крайне неоднозначную реакцию участников. Потому что лозунги нуждаются в подтверждении.
Но послушайте, мне кажется, нам с вами повезло жить в удивительное время – информационные технологии влияют на бизнес, как никогда ранее. Электронные каналы коммуникаций и умение по-новому распоряжаться накопленной информацией создают новые способы привлечения и обслуживания клиентов. Ослабление зависимости от громоздких инфраструктур снижает традиционные пороги входа в бизнес и повышает скорость изменений. В результате во многих, в том числе не-ИТ-зависимых отраслях, традиционный бизнес сталкивается с новыми конкурентами, которых вчера никто себе не мог даже представить. Все знают такие имена как Google, Amazon, Uber, Spotify, Netflix, booking.com и многие другие. И эта конкуренция означает не просто передел рынка, а изменение целых отраслей бизнеса – традиционный бизнес также вынужден меняться, включаясь в гонку технологий. И прежде всего технологий информационных.
Казалось бы, благодаря своим ресурсным возможностям, крупные корпорации обладают по отношению к небольшим стартапам колоссальным преимуществом. На деле же оказывается, что небольшие команды единомышленников за счет вовлечения всех ключевых участников и очень высокого уровня внутренней мотивации способны конкурировать с традиционными «монстрами» как минимум на равных. И передовой крупный бизнес включился в новую для себя игру – создание внутри себя фабрик небольших команд, работающих по принципу стартапов. По существу, agile-подход, рожденный в разработке ПО, все больше становится частью корпоративного управления, причем далеко за рамками ИТ-компаний. И это очень серьезная культурная трансформация – от конвейера к набору небольших мастерских. От централизованного регулирования – к творчеству и самоорганизации. От долгосрочных стратегических планов – к умению «ловить волну».
Думаю, это и есть сегодняшний, а во многом и все еще завтрашний день – agile-трансформация бизнеса, то есть обретение способности находить и быстро учиться использовать новые цифровые технологии. Может быть, мы даже доживем до появления в компаниях должности «прогрессор», в свое время предложенных читателям братьями Стругацкими.
Каково наше место в этом мире? Как мы можем повлиять на происходящие перемены? Вот вопросы, которые должен сегодня ставить перед собой каждый ИТ-профессионал. Может быть, от сервисной роли ИТ-подразделений, которая является одной из основ ITSM, пора учиться отказываться? Может быть, нам следует учиться не только обеспечивать бизнес-операции, а создавать и развивать новые бизнес-направления?
Дим, заинтриговал прогрессорами. У АБС они занимались тем, что "спрямляли" прогресс иных цивилизаций.
В бизнесе это пытаются делать консультанты. Правда, прогрессорам приходилось скрываться, а участие консультантов, как правило, с организацией согласовано.
Если же ты говоришь про внутренних прогрессоров в компаниях, то они почему-то называются в западном бизнес-мире евангелистами, хотя по сути больше походят на пророков. Но уже существуют.
Расскажи подробнее, ты кого имел в виду?