Все курсы, которые проводит наша компания, содержат большое количество практических упражнений, призванных закрепить полученные знания, превратить их в навык или выйти на какую-либо проблему для её дальнейшего совместного углублённого изучения. Какие-то из изученных тем находят своё применение достаточно быстро и легко, и трудностей при выполнении упражнений не возникает. В каких-то теория трансформируется в практику далеко не сразу. Даже если речь идёт об идеях совершенно банальных. Даже если теорию разобрали только что.
По моему субъективному мнению наибольший разрыв между теорией и практикой применения наблюдается в области взаимодействия людей. Может быть потому, что мы в большинстве своём ИТ-шники? Особенно, когда речь идёт о взаимодействии с заказчиками.
Простой пример. На протяжении всего времени, пока группы выполняют упражнение, в рамках которого нужно сформировать требования к важному для заказчика продукту/услуге, на экране демонстрируется слайд, где помимо текста задания указано что-нибудь вроде:
Причём в документах, раздаваемых участникам тренинга в качестве вводной информации для решения, приведена заведомо неполная информация.
Как вы думаете, как часто группы обращаются с вопросами к тренеру?
Возможно, в данном случае участники тренинга попадают в «школьную» ловушку. Вот же листочки, на которых написано: «Дано» (вводная информация). А на доске написано: «Найти» (то, что нужно сделать в упражнении). Казалось бы, берём и решаем задачку (хотя всё равно остаётся вопрос, как происходит расчёт, если данных-то точно не хватает).
А может быть, действительно, мы в большинстве случаев так и ведём себя в реальной жизни? Строя сервисные отношения, игнорируем заказчиков много чаще допустимого, так как считаем, что всё и так понятно. И, если так, то, по идее, этот шаблон поведения должен проявляться и в других аспектах нашей жизни.
Интересно, насколько эту схему поведения можно изменить? Достаточно ли для этого тренировать «сервисный подход» и постоянно помнить о заказчике? Или это в большей степени определяется психотипом человека, его, грубо говоря, внутренним стремлением общаться и т.п. И лучше при построении сервисной организации приложить усилия к поиску на позиции сервис-менеджеров сотрудников, которые жить не могут без общения с клиентами людьми?
Неоднозначная тема. С одной стороны, кажется очевидным, что нужно получить как можно больше информации для решения задачи, и откуда же, если не от заказчика. С другой, знаю лично примеры, когда заказчик отказался от услуг многолетнего подрядчика, обосновав отказ тем, что надоело все время слышать вопросы "как вы хотите, чтобы мы сделали?", и хочется уже, чтобы подрядчик приходил с готовым решением, которое можно обсудить и скорректировать, если исходные допущения были неверны. Недовольство было вызвано тем, что подрядчик делал все, что приходило в голову заказчику, решения оказывались нежизнеспособны, и подрядчик с удовольствием все делал заново. Распространенная позиция заказчика: "Вы же эксперты, а не мы". Наверное, недостаточно постоянно помнить о заказчике и постоянно с ним общаться, нужно еще его понимать 🙂