Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Как измерить ценность службы Сервис Деск

В блоге ITSM tools Aale Roos, который занимается ITSM более 20 лет делится впечатлениями по поводу измерения ИТ-услуг с точки зрения стоимости бизнеса. «Это отличная идея, – говорит он, – но ее трудно реализовать. Ценность очень бизнес специфична, и обычно измерениями занимается бизнес. В простейшем случае бизнес существует, чтобы расти и быть прибыльным. У некоммерческих организаций есть и другие, но обычно также измеряемые цели.

Задача состоит в том, чтобы измерить вклад ИТ в создание стоимости, что является практически невозможной задачей. К сожалению, это привело к тому, что деятельность по управлению ИТ-услугами (ITSM) сосредоточилась на, в основном, бесполезных показателях активности, таких как доступность и среднее время восстановления.

ЦЕННОСТЬ СЕРВИС-ДЕСК

Весьма вероятно, что ценность службы поддержки измерить легче, чем ценность ИТ-департамента. У службы поддержки есть определенная задача помочь клиентам или конечным пользователям решать проблемы, которые мешают их работе.
Когда служба технической поддержки выполняет свою миссию, она генерирует ценность двумя способами:

  • Создание ценности
  • Снижение потерь

ПОЗИТИВНОЕ: СОЗДАНИЕ ЦЕННОСТЬ

Положительная ценность исходит из ценных советов, например, служба поддержки может показать клиенту лучший способ выполнения задачи, что делает клиента более эффективным в его работе.
Это, вероятно, трудно измерить в цифрах, но вполне может быть самым важным элементом ценности службы поддержки: «Человек, который научил меня перезагружать компьютер, решил для меня сотни будущих проблем».

СНИЖЕНИЕ ПОТЕРЬ

Однако, основное внимание, как правило, уделяется второму способу, то есть снижению потерь путем восстановления услуги. К сожалению, это традиционная позиция в ITSM – ориентация на системы, в то время как фокус должен быть направлен на клиента. Это означает, что вместо того, чтобы измерять время простоя или доступность системы, вам необходимо измерить качество обслуживания клиентов. Клиентов не интересуют проблемы услуги, они хотят решить ситуацию, в которой они находятся. Кстати, это фундаментальная концепция, и, если вы это понимаете, это может изменить вашу профессиональную жизнь.
Служба поддержки также может распознавать потенциальные или повторяющиеся проблемы клиентов и находить способы смягчения последствий, снизить риск возникновения в будущем или даже предотвратить возникновение проблем. Эти действия нелегко измеримы, а плохое управление может помешать персоналу «тратить» свое время на «непроизводительные» задачи, сосредоточившись на измерении простых действий, таких как обработка инцидентов и ответы на звонки.

ИЗМЕРЕНИЕ ЦЕННОСТИ СЕРВИС-ДЕСК

Существует способ измерить ценность службы поддержки, измеряя количество времени, которое потеряли клиенты из-за проблем, связанных с ИТ. Измерение может быть использовано для вычисления общих потерь по времени, а далее – преобразовано в деньги. Не идеально, но достаточно хорошо.

Существуют различные возможные способы измерения потерь времени, три из них:

– организуйте группу специальных представителей, которая будет вести учет потерь времени. Эта группа будет сообщать о потерях времени за какой-то период. Сюда должны входить представители всех групп заказчика.

– проведите опрос на предмет того, сколько проблем испытывал клиент на прошлой неделе и сколько времени потерял клиент из-за проблем. Достаточно случайной выборки, нет необходимости беспокоить всех.

– рассчитайте потери времени на основании тикетов, зарегистрированных службой Сервис Деск Это может быть непоказательным, поскольку не все клиенты обращаются в службу поддержки, при возникновении проблем, и тогда будет сложно получить информацию о временных потерях.

Другой подход может состоять в том, чтобы просто спросить, считают ли клиенты, что служба поддержки является важной для них, – это может сработать даже лучше, когда клиенты могут описать ценность службы поддержки. Хотя этот метод не дает количественных результатов, он может обеспечить отличные информацию от клиентов, которая будет полезна при обсуждении вопросов поддержки с ИТ-менеджментом.

Удовлетворенность клиентов не является хорошим инструментом для оценки ценности, результаты трудно интерпретировать правильно, и есть очень много факторов, которые влияют на результаты. Банальные измерения процента удовлетворенности и индекса потребительской лояльности (Net Promoter Score) не раскрывают масштабности вопроса об измерении услуг.

В каждом методе есть достоинства и недостатки, но каждый нужно использовать грамотно, а именно – он должен давать вам понимание о складывающихся тенденциях и возможностях для улучшений». Оригинальную cтатью можно прочесть здесь

Комментариев: 2

  • Андрей другой

    На столько все спорно, что даже и не понятно с чего начать. Наверное, прежде всего, с того, что ServiceDesk – это не услуга, а функция/инструмент. Недоразумение длится уже много лет, практически с первых дней ITIL, и вызвано тем, что авторы ITIL так и не удосужились до сих пор построить нормальную модель бизнес процессов, основанную на методологии анализа процессов. Поскольку Service desk – инструмент, то оценивать его ценность в отрыве от процессов, это все равно, что оценивать ценность гаечного ключа вне технологических процессов, в которых он используется.
    категорически не согласен с начальным тезисом автора – “Задача состоит в том, чтобы измерить вклад ИТ в создание стоимости, что является практически невозможной задачей.” Если автор не пробовал или пробовал, но у него не получилось, то это вовсе не означает, что это невозможно сделать. Зная себестоимость ИТ услуг(а такие примеры уже есть) и зная объем потребления услуг в том или ином бизнес/технологическом процессе(и это тоже вполне реализуемо) вы без труда расчитаете вклад ИТ услуг в себестоимость продукции.

  • Владимир Невский

    Думаю, что ценность службы, предоставляющей услуги = (равна) уровню удовлетворенности потребителей этих услуг.
    Считать – математически, на основании оценок, выставленных по результату решения каждого обращения. Периодический сбор обратной связи за период тоже нужен, но он, скорее, показывает лишь общий эмоциональный настрой (вспоминаем голосование на выборах).
    Можно считать потенциальные финансовые потери из-за простоя услуг, но эти цифры – условны и часто не могут отражать реальной картины. Если закончились пирожки с мясом, то очень вероятно, что купят больше чем обычно пирожков с капустой; пока у сотрудника не работает ПК – он может навести порядок на рабочем столе или пойти в буфет за пирожками, т.е. можно провести вынужденный простой с пользой для себя и организации … и тогда этой простой вовсе не будет фактической потерей для потребителя услуги.
    Если всё же считать потери – замечу, что потребление большинство услуг разнородно по времени. Оно имеет, как правило, ярко выраженный профиль в течение дня и дня недели. Это стоит учитывать.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM